1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотич

Утверждаю

Директор

МОУ Суруловская ООШ

__________ В.Н. Сливкин

Согласовано

Зам. директор по УВР

МОУ Суруловская ООШ

_________ С.Р. Кузахметова

МОУ Суруловская средняя общеобразовательная школа

Тематическое планирование по биологии «Многообразие живых организмов»

7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

По программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова

Учитель Вольнов Павел Николаевич

2010/2011 учебный год

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Цели

Домашняя работа

Введение (3 часа)

1

Мир живых организмов.

Уровни организации живого

показать разнообразие форм жизни, отметить длительность ее существования на Земле, указать на взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве

Стр. 5

2

Ч.Дарвин и происхождение видов

Стр.6

3

Многообразие живых организмов и их классификация

показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации. Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице. Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов

Стр.7

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

1(4)

Общая характеристика прокариот

Демонстрация

Строение клеток различных прокариот

дать общую характеристику прокариот. Кратко охарактеризовать сходство и различия трех подцарств: Настоящие бактерии, Архебактерии и Оксифотобактерии.

Стр.

2(5)

Особенности жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение

Познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности прокариот

Стр.10-13

3(6)

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение

Раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека

Стр.14 -15 РТ

Раздел 2. Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа)

1(7)

Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека

Демонстрация

Различные представители царства Грибы

развивать понятие о многообразии живых организмов. Дать общую характеристику грибов, отметив некоторые черты их сходства с растениями и животными, охарактеризовать отделы царства, рассмотреть роль грибов в природе и значение для человека. Показать отличия съедобных грибов от несъедобных

Стр.20-22

2(8)

Многообразие грибов

Лабораторная работа №1

«Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей»

Продемонстрировать многообразие грибов на планете, раскрыть строение их на примере плесневых, шляпочных и дрожей

Стр.23-25 РТ

3(9)

Обобщение знаний по темам «Бактерии», «Грибы»

Тема 2.2. Лишайники (1 час)

1(10)

Отдел Лишайники

Демонстрация

Схема строения лишайников.

дать общую характеристику отдела Лишайники, отметив, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей. Отметить, что они очень чувствительны к загрязнению воздуха и потому являются хорошими индикаторами его чистоты. Углубить знания о многообразии и значении живых организмов (на примере лишайников и их роли в природной среде

Стр.28-31 РТ

Раздел 3. Царство Растения (17 часов)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час)

1(11)

Общая характеристика царства Растения

дать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей. Рассмотреть систему царства Растений и подцарства Низших растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Стр.36-37 РТ

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (3 часа)

1(12)

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей

дать общую характеристику низших растений

Стр.38-39

2(13)

Размножение и развитие водорослей

Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов

Рассмотреть строение и развитие водорослей

Стр.39-41

3(14)

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Лабораторная работа №2

«Строение спирогиры»

познакомить учащихся с 1) отделами Зеленых, Красных и Бурых водорослей, дать общую характеристику каждой из групп; 2) особенностями среды их обитания; 3) ролью в живой и неживой природе.

в соответствии с указаниями в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению зеленой водоросли спирогиры – обычного обитателя пресноводных водоемов, образующей вместе с некоторыми другими видами заросли хорошо известной тины. Каждая особь спирогиры представляет длинную зеленую нить из одного ряда одинаковых клеток. Свое название получила благодаря свернутой спиралью ленты заполненного хлорофиллом зеленого хроматофора

Стр.42-45 РТ

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 часа)

1(15)

Общая характеристика подцарства Высшие растения

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №3

«Строение мхов»

Демонстрация

Схема строения и жизненный цикл, различные представители мхов

дать общую характеристику высших растений. Рассмотреть особенности строения и функционирования представителей отдела Моховидные. Показать черты усложнения строения растений. Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами и микроскопом.

Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мха. В зависимости от времени и наличия материала рассмотреть либо зеленый мох кукушкин лен, либо белый мох – сфагнум.

Стр.48 -53 конспект РТ

2(16)

Отдел Плауновидные.

Отдел Хвощевидные.

Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе

Демонстрация

Схема строения и жизненный цикл, различные представители плаунов, хвощей

дать общую характеристику отделов споровых растений: плаунов и хвощей. Отметить особенности усложнения в ходе эволюции.

Стр.56-59 РТ

3(17)

Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №4

«Строение папоротника»

Демонстрация

Схема строения и жизненный цикл, различные представители папоротников, древние папоротниковидные

изучение особенностей строения папоротников. Сравнительная характеристика споровых растений: плаунов, хвощей и папоротников.

закрепление знаний о строении высших споровых растений. В соответствии с указаниями рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения папоротника и его органов: корневища, листа, спорангиев.

Стр.62

4(18)

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение

Рассмотреть особенности строения папоротников

Стр.62-65 РТ

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа)

1(19)

Отдел Голосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение

Лабораторная работа №5

«Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны»

Демонстрация

Схема строения голосеменных, цикл развития сосны.

Различные представители голосеменных

раскрыть значение появления семян для распространения растений, охарактеризовать отличительные особенности и значение хвойных и других голосеменных растений.

познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мужской и женской шишек хвойных растений (на примере сосны). Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.

Стр.6871 РТ

2(20)

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Демонстрация

Различные представители голосеменных

Показать многообразие голосеменных в природе и их практическое значение

Стр.71-747 конспект РТ

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения (7 часов)

1(21)

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

Демонстрация

Схема строения цветкового растения

показать прогрессивные особенности покрытосеменных, их многообразие и распространение. Расширить знания учащихся о роли семян в развитии растений

Стр.76-79 РТ

2(22)

Размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение)

рассмотреть строение и функции цветка, значение плодов для расселения растений. Отметить основные отличия однодольных и двудольных растений.

Стр.80-81 РТ

3(23)

Характерные особенности семейства Розоцветные. Класс двудольные

Лабораторная работа №6

«Семейство Розоцветные. Строение шиповника»

Демонстрация

Различные представители семейства Розоцветные

Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения шиповника.

Стр.83-85 конспект РТ

4(24)

Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые

Демонстрация

Различные представители семейств Крестоцветные и Пасленовые

Раскрыть особенности семейств крестоцветных и пасленовых

конспект РТ

5(25)

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки

Лабораторная работа №7

«Строение злакового растения»

Демонстрация

Различные представители семейства Злаковые

Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения пшеницы.

Стр.82 конспект РТ

6(26)

Характерные признаки семейства Лилейные

Демонстрация

Различные представители семейства Лилейные

Показать особенности семейства лилейных

Конспект РТ

7(27)

Повторение и обобщение по темам «Царства Прокариоты», «Царства Грибы», «Царства Растения»

Записи в тетради

Раздел 4. Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1. Общая характеристика царства Животные

(1 час)

1(28)

Общая характеристика царства Животные

(Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Особенности жизнедеятельности. Систематика)

рассмотреть основные признаки животных и их отличия от растений. Показать многообразие животных. Охарактеризовать специфику подцарства Одноклеточных. Расширение знаний о многообразии живых организмов. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.

Стр.92 конспект

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

1(29)

Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация

Демонстрация

Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории-туфельки

Раскрыть особенности строение одноклеточных организмов

Стр.94-95 РТ

2(30)

Многообразие и значение одноклеточных животных

Лабораторная работа №8

«Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки»

Демонстрация

Представители различных групп одноклеточных

закрепление знаний о строении и особенностях жизнедеятельности одноклеточных животных. В соответствии с методическими указаниями в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» рассмотреть под микроскопом живую культуру простейших, отыскать экземпляры инфузории туфельки, зарисовать ее и обозначить составные части. При отсутствии живой культуры можно воспользоваться иллюстрациями и таблицами. Продолжить формирование умения работать с микроскопом и живыми объектами.

Стр.96-100 РТ

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час)

1(31)

Подцарство Многоклеточные.

(Общая характеристика многоклеточных животных, типы симметрии)

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные

рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных. Рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности. Показать их роль в природе и жизни человека.

Стр.102-103 РТ

Тема 4.4. Двухслойные животные – кишечнополостные

(3 часа)

1(32)

Особенности организации кишечнополостных

Лабораторная работа №9

«Строение и поведение пресноводной гидры»

Демонстрация

Схемы строения гидры

рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных, показать их разнообразие.

Стр.104

2(33)

Особенности жизнедеятельности кишечнополостных

Раскрыть понятие рефлекса и функциональное значение клеток тела гидры.

Стр.105

3(34)

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека

Демонстрация

Схемы строения медузы и колонии коралловых полипов.

Биоценоз кораллового рифа

Объяснить процесс формирования коралловых рифов

Стр.108-113 РТ конспект

Тема 4.5. Трехслойные животные – плоские черви

(2 часа)

1(35)

Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви

Демонстрация

Схемы строения плоских червей.

Представители ресничных червей

рассмотреть особенности строения плоских червей, приспособления к паразитизму и свободному образу жизни. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.

Стр.116-118 РТ

2(36)

Плоские черви-паразиты

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих паразитический образ жизни.

Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня

Раскрыть внутреннее строение плоских червей

Стр.118-119 РТ конспект

Тема 4.6. Первичнополостные – круглые черви (1 час)

1(37)

Тип Круглые черви, особенности их организации

Демонстрация

Схемы строения и цикл развития аскариды человеческой.

Различные свободнодвижущиеся и паразитические формы круглых червей

показать особенности строения круглых червей в связи с их образом жизни. Рассмотреть аскариду, как кишечного паразита человека, и обсудить меры профилактики паразитарных заболеваний. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.

Стр.122-124 РТ

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)

1(38)

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

Лабораторная работа №10

«Внешнее строение дождевого червя»

Демонстрация

Схемы строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей,

рассмотреть внутреннюю организацию кольчатых червей, более сложную, чем у плоских и круглых червей. Отметить появление наружных паразитов (пиявок), охарактеризовать важную роль дождевых червей в процессах почвообразования. Закрепить умение проводить сравнение.

Стр.128-129

2(39)

Многообразие кольчатых червей

Демонстрация

Различные представители типа кольчатых червей

Показать многообразие кольчатых червей

Стр.129-130

3(40)

Значение кольчатых червей в биоценозах

Раскрыть значение кольчатых червей

конспект РТ

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)

1(41)

Особенности организации моллюсков, их происхождение

Лабораторная работа №11

«Строение раковины моллюска»

Демонстрация

Схемы строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков

познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в природе и жизни человека.

закрепление знаний о биологии моллюсков. На основании изученного материала провести лабораторную работу по особенностям строения моллюсков. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению внешнего строения беззубки (или перловицы). Продолжить формирование умения работать с микроскопом и живыми объектами.

Стр.134-135

2(42)

Многообразие моллюсков, их значение в природе

Демонстрация

Различные представители типа моллюсков

Показать многообразие червей и их значение

Стр.136-141 РТ

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)

1(43)

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные

Лабораторная работа №12

«Внешнее строение речного рака»

Демонстрация

Схемы строения речного рака

дать общую характеристику членистоногих, отметить их видовое разнообразие и обилие. Охарактеризовать класс Ракообразных, рассмотреть строение и образ жизни

Стр.144 -147 конспект

2(44)

Многообразие ракообразных, их роль в природе

Демонстрация

Различные представители низших и высших ракообразных

Показать многообразие ракообразных

Стр.148-150 РТ

3(45)

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности

Демонстрация

Схемы строения паука-крестовика

охарактеризовать особенности строения и образа жизни паукообразных. Оценить их многообразие, а также значение в природе и жизни человека.

Стр.152-154 РТ

4(46)

Многообразие паукообразных, их роль в природе

Демонстрация

Различные представители класса Паукообразные.

Различные представители класса

Показать многообразие паукообразных

Стр.154-155 конспект

5(47)

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №13

«Внешнее строение насекомого»

Демонстрация

Схемы строения насекомых различных отрядов, многоножек

познакомить учащихся с прогрессивным классом, включающим более 1 миллиона видов и освоившим различные среды жизни. Продолжить формировать умение проводить наблюдение и сравнение.

закрепление знаний по теме «Членистоногие. Насекомые». На основании изученного материала провести лабораторную работу по особенностям строения насекомых. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения майского жука.

Стр.158-162 РТ

6(48)

Размножение и развитие насекомых

Раскрыть особенности размножения насекомых

Стр.162 конспект

7(49)

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

познакомить учащихся с прогрессивными группами общественных насекомых, играющих важную роль в жизни человека.

Стр. 164-165 конспект

Тема 4.11. Тип иглокожие

(1 час)

1(50)

Строение и многообразие Иглокожих

Стр.168-172

Тема 4.12. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

(1 час)

1(51)

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные

Демонстрация

Схема строения ланцетника

рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (Бесчерепные).

Стр.174 РТ

Тема 4.13. Подтип Позвоночные (черепные).

Надкласс Рыбы (2 часа)

1(52)

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные

Лабораторная работа №14

«Внешнее строение рыбы»

рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (Позвоночные).

Стр.175 -179 РТ

2(53)

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение

Демонстрация

Многообразие рыб.

Схема строения кистеперых и лучеперых рыб

рассмотреть общее строение рыб, их связи с водной средой, охарактеризовать внешний вид и системы органов рыб.

рассмотреть систематическое положение, особенности строения и образа жизни хрящевых рыб. Продолжить формировать умение проводить сравнения.

Стр.180-183 РТ

Тема 4.14. Класс Земноводные (2 часа)

1(54)

Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных

Лабораторная работа №15

«Внешнее строение лягушки»

рассмотреть систематику, строение и значение амфибий, отметить особенности строения организма, связанные с выходом на сушу. Продолжить формировать умения проводить сравнения и анализ фактического материала.

Стр.186-191 РТ

2(55)

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе

Демонстрация

Многообразие земноводных.

Схема строения кистеперых рыб и земноводных

продолжать знакомство учащихся с разнообразием животного мира. Рассмотреть происхождение, отметить особенности строения и образа жизни разных отрядов амфибий и их практическое значение. Особо подчеркнуть полезное значение лягушек и жаб, необходимость их охраны.

Стр.192-193

Тема 4.15. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

1(56)

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

Демонстрация

Схема строения земноводных и рептилий

рассмотреть происхождение рептилий, отметить вымершие и современные группы, охарактеризовать особенности их строения и образа жизни, позволившие им завоевать сушу Земли. Продолжить формировать умение проводить сравнения.

Стр.196-200

2(57)

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся

рассмотреть современную систематику рептилий, отметить особенности строения и образа жизни отдельных групп, познакомить с их ролью в природе и жизни человека. Особо отметить необходимость осторожного, но не враждебного отношения к змеям.

Стр.201 конспект РТ

Тема 4.16. Класс Птицы (4 часа)

1(58)

Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных

Лабораторная работа №16

«Внешнее строение птицы», «Скелет птицы и мускулатура»

Демонстрация

Схема строения рептилий и птиц

рассмотреть характерные черты птиц как высших позвоночных животных: теплокровность (гомотермия), способность к полету, совершенное развитие органов чувств и нервной системы. Продолжить формировать умение проводить сравнения.

Стр.204-206

2(59)

Особенности организации птиц, связанные с полетом

Стр.207-210

3(60)

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека

Демонстрация

Многообразие птиц

обсудить условия существования и приспособления (адаптации) птиц к жизни в степных, прибрежных и болотных местах обитания.

характеризовать многообразие форм гнездования птиц, рассмотреть строение яйца и условия развития эмбриона; подчеркнуть впервые возникшую у животных связь поколений и значение обучения в повышении выживаемости молодняка.

Стр.210-214

4(61)

Экологические группы птиц (продолжение)

Демонстрация

Многообразие птиц

Стр.215-219 РТ

Тема 4.17. Класс Млекопитающие (4 часа)

1(62)

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Лабораторная работа №17

«Строение скелета млекопитающих»

рассмотреть основные особенности млекопитающих, свидетельствующие о прогрессивном характере их организации (гомотермия, рождение живых детенышей и их выкармливание материнским молоком, совершенное развитие нервной системы, специализация строения скелета в связи с разнообразием условий жизни).

Стр.222

2(63)

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение)

Демонстрация

Схема строения рептилий и млекопитающих

рассмотреть прогрессивные черты систем органов млекопитающих, обеспечивающих обмен веществ.

Стр.223-228

3(64)

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе и практическая значимость

Демонстрация

Многообразие млекопитающих

рассмотреть систематику млекопитающих, их многообразие, различия образа жизни и строения, роль в природе и хозяйственное значение.

Стр.229-230 РТ

4(65)

Повторение и обобщение. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности

Демонстрация

Многообразие млекопитающих.

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих

Раздел 5. Царство Вирусы (2часа)

Тема 5.1. Вирусы (2 часа)

1(66)

Общая характеристика вирусов

охарактеризовать историю открытия и изучения вирусов, сведения о их строении и жизнедеятельности, подчеркнуть медицинское значение

Стр.242-243 РТ

Заключение (2 часа)

1(67)

Особенности организации и многообразия живых организмов

конспект

2(68)

Основные области применения биологических знаний в сельском хозяйстве, промышленности, при охране окружающей среды.

Показать значение биологии в жизни человека

конспект



Страницы: 1 | 2 | 3 | | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: