Тема Судьба женщин в драмах «Бесприданница» А. Н. Островского и

Тема: Судьба женщин в драмах «Бесприданница» А. Н. Островского и «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки

Цели и задачи: раскрыть родственные отношения женщин в эпоху купечества; определить роли персонажей в драме; раскрыть помыслы и желания молодых женщин (Ларисы, Аделы, Ангустиас, Магдалены, Амелии, Мартирио); усовершенствовать навыки анализа художественного произведения; активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе анализа художественного произведения; воспитать чувства осуждения; научить адекватно оценивать характер персонажей; воспитать межличностные адекватные отношения друг к другу; приготовить вопросы, раскрывающие родственные отношения женщин в эпоху купечества; провести устный опрос; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; провести беседу по выявлению их понимания и отношения к персонажам;

Оборудование: схемы и таблицы опорных и ключевых слов; картины, иллюстрации, эпизоды из фильма;

Опережающее домашнее задание: Сопоставить образы женщин в драмах: 1. Что объединяет Ларису и Аделу? 2. В чем проявляется единомыслие Хариты Игнатьевны и Бернарды? 3. Подготовить сообщения.

План урока: 1. Орг. момент (0 – 1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (1 – 4 мин.)

3. Сообщения учащихся (5 – 7 мин.)

4. Опрос (5 – 10 мин.)

5. Самостоятельная работа (5 – 10 мин.)

6. Проверка ЗУН (5 – 10 мин.)

7. Подведение итогов урока (1 – 3 мин.)

8. Объяснение домашнего задания (1 – 3 мин.)

Ход урока: Урок начинается с объявления темы и ознакомления целью урока, проверки домашнего задания.

Ознакомление с целью урока: Цель нашего урока – узнать о судьбах женщин в драмах «Бесприданница» А. Н. Островского и «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорка. После того как ребята расскажут о каждом из героев, учитель поставит такие вопросы:

1. Перечитайте и посмотрите диалог между Кнуровым и Вожеватовым. (эпизод № 15)

2. Рассмотрите их отношение к Ларисе. (эпизод №10)

3. Почему Островский местом этого действия избрал именно «Ласточку»?

4. Какой смысл приобретает здесь «Ласточка»?

5. Какие пути возможны были для Ларисы и Аделы, останься, они живы?

6. А силен ли Карандышев?

7. Как же автор заставляет зрителей сочувствовать Ларисе и Аделе?

8. Кто-нибудь помог Ларисе и Аделе в их борьбе с чувством?

Учащимся дается задание вспомнить главных героинь драм и ответить на следующие вопросы:

Лариса

Адела

1. Составьте портретную характеристику

Ларисы, опираясь на текст.

2. Кто виноват в трагической смерти Ларисы?

Обоснуйте свое мнение.

3. Как автор передает страдание, угрызение

совести Ларисы?

1. На основе прочитанного подготовь-

те описание внешности Аделы.

2. Кто виноват в смерти Аделы?

3. Какие чувства вызывает у вас

Адела?

(сочувствие, жалость, ненависть).

Подведение итогов урока: Итак, Лариса и Адела не могут жить в неволе, и ненависть к ней сильнее страха перед смертью, перед грехом самоубийства. Не разлука с Пепе заставила Аделу совершить самоубийство, а самая страшная для нее мысль – женитьба любимого человека на родной сестре Ангустиас.

Таким образом, основной конфликт драм «Бесприданница» и «Дом Бернарды Альбы» – борьба в душе главных героинь, с самой собой – «трагедия совести».

Данная тема предпоследняя перед заключительным уроком. Проведя этот урок, мы проверяем учащихся на знание текста и на то насколько они умеют делать пообразный анализ. Главной задачей этого урока была – провести беседу по выявлению их понимания и отношения к персонажам.

Предыдущий:

Следующий: