Тема урока «Алюминий и его соединения» Пояснительная записка

Тема урока: « Алюминий и его соединения»

Пояснительная записка

Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 классов, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 классов по любой авторской программе.

Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии развития критического мышления, что в свою очередь связано со здоровьесберегающими технологиями.

Учащимся предлагается система разноуровневых заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета. Важным в уроке являются самоконтроль и самооценка учащихся, составление индивидуального домашнего задания. Занятие содержит иллюстрационный материал и задания для работы с учащимися.

Данный урок- второй в изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке , формированию общеучебных умений ( умение выделять главное, тренировка памяти и внимания, решение логических задач, структурирование информации).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная - выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике;

Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечении системности учения;

Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока – применение знаний по теме.

Оборудование: ПК, алюминиевая фольга, алюминиевая ложка и проволка, алюминиевая банка.

У учащихся на столе – набор для проведения лабораторных опытов: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки; растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, сухое горючие, держатель, пробирки, спички.

Схема урока:

1 стадия-Стадия вызова (задания по нахождению сходства изображения, решение анаграмм, блеф- игра « Верите ли вы?»)

2 стадия – Усвоение знаний (работа с информационной моделью химических свойств алюминия.; выполнения лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида алюминия.

3стадия-Рефлексия (графический диктант с самоконтролем, письменное задание – рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

1 стадия (10 минут)

Задание 1

Что объединяет эти изображения? (ложка, фольга, чаша, проволока)

Ответ- алюминий.

Задание 2

Анаграммы

ЛЕРУОГД УГЛЕРОД

HМИЙЕКР КРЕМНИЙ

ИКСОЛОДР КИСЛОРОД

ДДРОООВ ВОДОРОД

ЛЙМИНИАЮ АЛЮМИНИЙ

Ответ: Алюминий (остальные элементы неметаллы); «Алюмен» — лат. Квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей.

Задание 3

Блеф- игра « Верите ли вы?»

Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи? (Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает солнечные лучи.)

Алюминиевая посуда- признак низкого достатка?

( Алюминиевую посуду называли посудой бедняков, т.к. этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.

А в 19 веке на императорских приёмах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон 3 устроил однажды банкет, на котором особо почётным гостям выдавались алюминиевые ложки и вилки. К тому же только у сына Наполеона 3 была алюминиевая погремушка.)

3) Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?

(Объединяет: одинаковые территории и залежи бурого боксита; отличает: Коми – сокровищница для алюминиевой промышленности.)

После окончания школы за отличную учёбу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой?

( Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных камней. К примеру, Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли чашу из алюминия.)

2 стадия (25 минут)

Какова же тема урока?

Учащиеся — « Алюминий и его соединения» - на доске.

Учитель- « Номер 13! Счастливый или нет?» Почему? ( Порядковый номер алюминия 13 в ПСХЭ)

Цели и задачи занятия — формулируют учащиеся (запись)

1) Положение алюминия в ПСХЭ (3 период, 3 группа главная подгруппа)

2) Электронная формула (AL +13 ))) )

283

3) Физические свойства ( серебристо- белый металл, плотность= 2,7 г/см3; Т пл= 660, пластичен, легко вытягивается в проволоку, электропроводен, не коррозирует за счёт оксидной плёнки)

4) Химические свойства (информационная схема)

5) Нахождение в природе, получение ( в свободном виде, в виде соединений — схема17 стр 127)

6) Применение. ( сплавы, коллекция «Алюминий»)

Информационная схема

Простые вещества {+ O2, + HaL, + S}

АL

Сложные вещества {+ H2O, +кислоты, + щёлочи, соли, оксиды металлов}

Лабораторный опыт (т/б)

AL + HCL= ALCL3 + H2 } выделение водорода

AL + NaOH = NaALO2 + H2

Вывод: Алюминий реагирует и с кислотами и со щелочами с выделением водорода.

Задание

Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции (ЕГЭ)

1 AL + O2 A ALCL3+ H2

2 AL + H2O Б AL (OH) 3 + H2

3 AL + CL2 B ALCL3

4 Al + NaOH Г AL2O3

5 AL+ HCL Д NaALO2 + H2

Ответ

1

2

3

4

5

Г

Б

В

Д

А

Лабораторный опыт.

AL (OH) 3- амфотерное соединение (АМФОС- « реагирует и с тем и с другим») (Амфибия—земноводное, ведущее двойной образ жизни – и на суше и в воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал)

2AL (OH) 3 +6 HCL = 2ALCL3 + 6H2O

AL (OH) 3 + NaOH = Na [AL (OH) 4] + H2O

Осадок раствор тетрагидроксоалюминия

Вывод: Соединения алюминия обладают амфотерными свойствами.

3 стадия (5 минут)

Графический диктант(+ -)

Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

+

2

Легкий металл

+

3

Реагирует с кислотами и щелочами

+

4

Подвергается коррозии

_

5

Восстанавливает металлы из оксидов

+

Домашнее задание

П.42 стр 130 в.4 , 8 – обязательная часть

Индивидуальная часть:

Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него.

Составьте цепочку превращений с алюминием и осуществите её

Анаграммы

ЛЕРУОГД УГЛЕРОД

HМИЙЕКР КРЕМНИЙ

ИКСОЛОДР КИСЛОРОД

ДДРОООВ ВОДОРОД

ЛЙМИНИАЮ АЛЮМИНИЙ

Информационная схема

Простые вещества {+ O2, + HaL, + S}

АL

Сложные вещества {+ H2O, +кислоты, + щёлочи, соли, оксиды металлов}

Задание

Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции

1 AL + O2 A ALCL3+ H2

2 AL + H2O Б AL (OH) 3 + H2

3 AL + CL2 B ALCL3

4 Al + NaOH Г AL2O3

5 AL+ HCL Д NaALO2 + H2

Графический диктант(+ -)

Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

2

Легкий металл

3

Реагирует с кислотами и щелочами

4

Подвергается коррозии

5

Восстанавливает металлы из оксидов

PAGE

PAGE 6

Предыдущий:

Следующий: