Тематическое планирование для учащихся 8 класс

Тематическое планирование

для учащихся 8 класса по программе Н.И. Сонина рассчитано на 36 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 72 часа, 14 лабораторных работ.

Раздел курса количество часов

№ урока

Тема урока

содержание

Основные знания и умения

сроки

Лабораторная работа

Домашнее задание

Коррекция

Человек как биологический вид, 2 часа

1

Место человека в системе органического мира

Определение понятия «человек». Человек как часть живой природы. Черты сходства и отличия человека с животными. Гипотезы о происхождении человека.

Человек, тип хордовые, класс млекопитающие, отряд приматы, семейство люди, род человек, вид человек разумный

С 3-4

2

Особенности человека

Религиозные взгляды и космические гипотезы о происхождение человека. Доказательства животного происхождения человека. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор. Палеонтологические доказательства животного происхождения человека. Австралопитеки. Древнейшие люди. Современные люди. Будущее человека. Роль человека в биосфере, создание ноосферы.

Австралопитеки. Древнейшие люди. Современные люди.

С 3- 16

Происхождение человека, 3 часа

3

Происхождение человека. Этапы его становления

Религиозные взгляды и космические гипотезы о происхождение человека. Доказательства животного происхождения человека. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор. Палеонтологические доказательства животного происхождения человека. Австралопитеки. Древнейшие люди. Современные люди. Будущее человека. Роль человека в биосфере, создание ноосферы.

Рамапитек, австралопитек, человек умелый, прямоходящий, неандерталец, кроманьонец, человек разумный.

С 3- 16

4

Происхождение человека. Этапы его становления

Гипотезы о происхождении человека: церковная, космическая, естественно- научная. Доказательства животного происхождения человека: сравнительно- анатомические, эмбриологические, физиологические. Палеонтологические доказательства. Находки Лики, Дюбуа, Шардена и др. эволюция человека, её перспективы. Роль человека в биосфере. Создание ноосферы.

Церковная догма, гипотеза, неандерталец, кроманьонец, человек разумный, питекантроп, эволюция австралопитек,

С 3- 16

5

Расы человека, их происхождение и единство

Расы человека. Сравнительная характеристика и механизм образования рас. Деление человеческих рас на нации, национальности, народности. Расизм, его несостоятельность. Критика расизма.

Раса, расизм. Экваториальная, евразийская, азиато- американская расы

С 16- 19, подготовиться к трансвековому интервью

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека, 1 час.

6

история развития знаний о строении и функциях организма человека

Вклад Гиппократа и Аристотеля в развитие науки о человеке. Научные труды К. Галена, Авиценны, А. Визалия, У. Гарвея и др. учёных р строении и функциях органов человека. Леонардо да Винчи- гений эпохи Возрождения. Вклад отечественных учёных в развитие наук о человеке и медицины.

Анатомия, физиология, гигиена, валеология, медицина.

С 20- 27, повторить строение клетки по учебнику 6 класса, с 16 -17

Общий обзор организма человека, 4 часа

7

Клеточное строение организма

Разнообразие клеток в организме человека. Свойства живых клеток. Основные органоиды клетки. Связь их строения с выполняемой функцией.

Клеточная и ядерная мембраны, цитоплазма, органоиды, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, хромосома, ДНК, АТФ.

С 28- 31, повторить с 32- 37 по учебнику 6 класса

8

ткани

Определение понятия «ткань». Эпителиальная ткань, её виды, особенности строения, функции. Мышечная ткань: гладкая, поперечно- полосатая, сердечная. Особенности строения и работы. Функции.

Ткань, эпителиальная и мышечная ткани

С 32- 37, уметь рисовать изученные ткани.

9

ткани

Соединительная ткань, её виды. Особенности строения. Функции. Нервная ткань. Виды нейронов. Функции нервных тканей.

Ткань, соединительная и нервная ткани, нейрон, орган

«ткани организма»

С 32- 37, подготовиться к проверочной работе, повторить по учебнику 6 класса, с 45- 53

10

Органы. Системы органов. Организм.

Органы. Системы органов, их строение и функции. Организм как саморегулирующая система. Особенности нервной и гуморальной регуляции.

Орган, система органов, аппарат органов.

С 38- 41, повторить по учебнику 6 класса, с 116- 117.

Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат, 2 часа

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Сущность гуморальной регуляции. Железы внешней, смешанной и внутренней секреции. Гормоны, их свойства и роль в организме.

Эндокринный аппарат, железы внешней, смешанной и внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная и половые железы.

С 44- 46

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, её нарушения

Гипофиз, его связь с нервной системой. Гормон роста. Гипофизарные нарушения. Щитовидная железа и её гормоны. Нарушение функций, заболевания, профилактика. Надпочечники и деятельность организма. Гормон поджелудочной железы- инсулин. Диабет, первая помощь. Образ жизни диабетиков.

Железа внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

С 47- 49, подготовиться к срезовой работе, повторить по учебнику 6 класса, с 110- 115

Нервная система, 5 часов

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Нейроны. Виды нейронов. Свойства и функции нервной ткани. Синапс. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Виды рефлексов. Инстинкты. Вклад И.М. Сеченова, И.П. Павловав создание и развитие учения о рефлексах. Развитие нервной системы в ходе эволюции животного мира

Нейрон, нервный импульс, синапс, рефлекс, рефлекторная дуга.

С 50- 55

14

Спинной мозг

Местонахождение и строение спинного мозга. Спинно- мозговые нервы. Чувствительно- двигательная функция спинного мозга. Проводящая функция спинного мозга.

Спинной мозг, серое и белое вещество, задние и передние корешки, смешанные спинно- мозговые нервы, проводящие пути, спинно- мозговой канал.

«определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».

С 58- 59

15

Строение и функции головного мозга

Расположение, размеры, внешний вид, отделы головного мозга. Особенности расположения серого и белого вещества в мозге. Деятельность головного мозга

Головной, продолговатый мозг, мост, средний, промежуточный мозг, мозжечок

С 60- 65, об эволюции переднего мозга у позвоночных.

16

Полушария большого мозга

эволюция переднего мозга у позвоночных. Особенности строения полушарий переднего мозга. Полушария, извилины, борозды. Кора больших полушарий

Кора больших полушарий, извилины, борозды, зрительная, слуховая, обонятельная зоны, центр речи, лево и правополушарность, мозолистое тело.

С 66- 67, 70- 71. По желанию- с 68- 69

17

Полушария большого мозга

Способности как психические возможности эффективного освоения той или иной деятельности. Эффективность запоминания. Выяснение объёма внимания. Связь коры больших полушарий с другими отделами мозга. И.М. Сеченов- основоположник отечественной физиологии.

Способности, память, внимание, физиология

«выяснение объёма внимания, эффективности запоминания»

С 68- 69

Анализаторы, 4 часа

18

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор

Вспомогательный аппарат глаза. Слёзы, их значение. Зрительный анализатор, его части

Анализатор, центральная, проводящая и периферическая части, зона коры больших полушарий, вспомогательный аппарат глаза

Повторить строение коры больших полушарий

19

Анализаторы слуха и равновесия

Строение наружного, среднего, внутреннего уха. Как мы слышим. Гигиена слуха. Строение и значение органа равновесия.

Барабанная перепонка, слуховые косточки, улитка, вестибулярный аппарат

С 80- 85

20

Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. вкус

Мышечное чувство. Контроль и коррекция движения. Кожная чувствительность, её значение. Обоняние. Расположение органа обоняния, его роль в жизни человека. Вкусовой анализатор. Роль вкусовых раздражителей в восприятии пищи. Выработка пищевых рефлексов. Работы И.П. Павлова

Болевые, механорецепторы, терморецепторы, обонятельные, вкусовые почки, специфичность рецепторов.

с 86- 91, повторить всё об анализаторах

21

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов

Обобщение изученного материала. Чувствительность анализаторов, их взаимозаменяемость. Пороги чувствительности, аномалии чувствительности. Взаимодействие органов чувств.

Анализаторы, взаимодействие, взаимозаменяемость, организм- открытая саморегулирующаяся система, глазное яблоко, наружное, среднее, внутреннее ухо, обоняние, осязание, вкус, кора больших полушарий мозга, дальтонизм, рецепторы, ощущения

Повторить по учебнику 6 класса с 92-97

Опора и движение, 8 часов

22

Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека и его значение, строение скелета.

Опорно- двигательный аппарат человека, его значение. Скелет, его отделы, особенности, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. Скелет головы. Особенности черепа человека. Скелет туловища. Позвоночник, особенности, связанные с прямохождением. Строение позвоночника. Грудная клетка. Скелет конечностей.

Опорно- двигательный аппарат, череп, позвоночник, грудная клетка, скелет, пояс конечностей, свободная конечность.

С 92, 98- 101, 104- 105, прочитать с 102- 103, повторить строение костной ткани

23

Строение и свойства костей

Форма костей скелета человека. Состав кости. Строение костной ткани. Строение костей в связи с выполняемой функцией. Рост костей.

Кость, надкостница, хрящ, ткань, скелет, компактное и губчатое вещество, органические и минеральные вещества, плотная соединительная ткань

С 92- 95

24

Типы соединения костей

Типы соединения костей. Строение сустава. Разнообразие суставов

Сустав, суставная сумка, непрерывное и прерывное соединение, шов

С 95- 97

25

Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Повреждение костей и суставов- наиболее распространённые виды травм опорно- двигательного аппарата, растяжение связок, виды переломов. Меры доврачебной помощи. Значение ЛФК и массажа в посттравматический период

растяжение связок, вывих, доврачебная помощь, открытый и закрытый перелом, травмпункт, травматолог

С 98-109 по учебнику 6 класса

26

Мышцы, их строение и функции

Строение скелетной мышцы. Строение и особенности мышечной ткани, её свойства. Основные группы мышц, их локализация и функции

Мышца (головка, брюшко, хвост), миофибриллы, сухожилия, мимические, скелетные мышцы, мышцы внутренних органов

С 106- 111

27

Работа мышц

Работа мышц: динамическая и статическая. Согласованность действия мышц сгибателей и разгибателей. Управление работой мышц. Нервная и гуморальная регуляция. Механизм мышечного сокращения. Причины утомления мышц: состояние нервной системы, ритм, нагрузка, время, тренированность. И.М.Сеченов- основатель науки о физиологии труда

динамическая и статическая работа, миофибриллы, актин, миозин, возбуждение и утомление

С 112- 115

28

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Влияние физических упражнений на формирование и развитие аппарата опоры и движения. Определение функций костей, мышц и суставов. Взаимосвязь аппарата опоры и движения с остальными системами организма

Аппарат опоры и движения, связь строения и функции, физические упражнения

«определение функций костей, мышц, суставов»

Сообщение о гиподинамии, осанке, плоскостопии, допинге.

29

Взаимосвязь строения и функций опорно- двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Гиподинамия и здоровье человека. Основные способы борьбы с последствиями гиподинамии. Правильная осанка. Неправильная осанка и её причины. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие, его причины, исправление, предупреждение. Бодибилдинг и пропорции тела

Гиподинамия, осанка, плоскостопие, допинг. Бодибилдинг.

Повторить по учебнику 6 класса с 76- 77

Внутренняя среда организма, 4 часа

30

Внутренняя среда организма и её значение

Понятие о внутренней среде организма, тканевой жидкости, лимфе и крови. Понятие о функциях крови

тканевая жидкость, лимфа, кровь, плазма крови, клетки крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

С 116- 118 (1-2 абз.), с.120 (1-5) вопросы

31

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции

Состав и функции плазмы крови. строение и функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Понятие о фагоцитозе, открытие И. И. Мечникова. Свёртывание крови. Значение в жизни человека знаний о составе крови

плазма крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз, фагоциты, фибрин, фибриноген, свёртывание крови.

«строение клеток крови»

С 118- 119, вопросы на с 120- 121

32

Иммунитет.

Понятие об антителах, иммунодефиците, иммунитете, его видах, открытии иммунитета. Понятие о сыворотке и вакцине. Открытие Э Дженнера.

Антитела, естественный и искусственный иммунитет, эпидемия, карантин, вакцина, сыворотка, оспа, СПИД.

С 122- 123, вопросы на с. 124 (1-9), 125

33

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор

Понятие о переливании крови, его значении. Группы крови, их различия. Резус – фактор. Лимфа, её состав. Отличие от плазмы и крови. Донорство в России, его значение.

Антитела,, антигены, агглютиногены, агглютинины, агглютинация.

С 122- 125, термины, подготовиться к тесту по всей теме

Транспорт веществ, 4 часа

34

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Строение кровеносных сосудов. Строение сердца. Круги кровообращения

Артерия, вена, капилляр, сердце, желудочек, предсердие, створчатые и полулунные клапаны, большой и малый круги кровообращения, замкнутая кровеносная система.

С 126- 129

35

Работа сердца

История изучения работы сердца. Работа сердца и её фазы. Регуляция работы сердца в организме. Электрокардиограмма, её анализ. Гигиена и профилактика заболеваний сердца

Сердечный цикл, пауза, автоматизм



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: