Урок 34

У р о к 34

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (продолжение)

Цель: дать учащимся представление о девиантном поведении.

Тип урока: изучение нового материала; форма проведения – лабораторное занятие.

Х о д у р о к а

П л а н:

1. Девиантное поведение.

2. Делинквентное поведение.

3. Аномия.

4. Теории возникновения девиантного поведения.

I. Изучение нового материала.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им.

Полное принятие норм выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения.

З а д а н и е. Учащиеся изучают предложенный текст «Девиантное поведение». (Позоровская К. А. Социология. – СПб.: ИД «Нева», 2005. – С. 255–262. – ISBN 5-7654-4578-0.) Используя прием «заметки на полях» методики критического мышления, прочитывают текст, оставляя заметки, затем совещаются, изучают непонятное и готовятся к выступлениям.

Девиантное поведение (от лат. deviatio – уклонение) – отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм – как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представление о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи было свое представление о девиации. В социальных группах – тоже. То, что в одной группе – норма, в другой может быть девиацией.

Делинквентное поведение – преступное поведение (убийство, воровство и т. п.). Девиантное поведение относительно, делинквентное – абсолютно по отношению к законам страны. Делинквентное поведение не может быть девиантным в некоторых социальных группах, например, в преступной среде ношение оружия является нормой.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, так как выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия – такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные.

Роберт Мертон и ряд исследователей аномии ввели понятие аномичный индивид (аномик), рассматривали его социально-психологические характеристики. Можно говорить об аномии как свойстве личности. Аномики – индивиды, находящиеся в состоянии аномии, влияющие на поведение других членов группы или организации. Для них свойственно не признавать стратификационную систему и поэтому характерно участие в анархических мятежах, бунтах, склонность к терроризму, насилию либо, наоборот, уход от активной деятельности, подчинение (конформизм). Напротив, хорошо интегрированная личность чувствует себя обязанной жить соответственно ожиданиям, связанным с определенными ролями. Такая личность должна признавать статус других в стратификационной системе, в том числе статус тех лиц, которые стоят выше нее.

В условиях «аномичного» общества возникают социальные движения, обычно лишенные позитивной программы и новой системы ценностей и реализующие лишь негативные, разрушительные тенденции.

Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо, и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант.

Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов. Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Однако подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивацию (повышенное стремление к успеху, славе). Однако личные качества и способности могут проявиться лишь в соответствующей социальной среде, благоприятной для их развития (у бедуина могут быть выдающиеся математические способности, но они не будут востребованы). Эти черты также тесно связаны с определенными видами деятельности. Причинами сверхмотивации могут быть влияние семьи, развивающей в ребенке способности, особенно в той области, в которой заняты сами родители, тяжелое детство (тогда повышенное стремление к успеху становится компенсацией за переживания детства).

Причинами культурно осуждаемых отклонений также может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения.

Теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения

Тип объяснения

Теория

Основная идея

1

2

3

Биологическое

Физические черты связаны с преступными наклонностями

(Ломброзо)

«Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции, и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб.

Окончание табл.

1

2

3

Преступник скорее больной человек, чем виновный

Строение тела

(Шелдон)

Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации (например, мускулистое, стройное тело)

Психологическое

Психоаналитическая теория

(Фрейд)

К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации

Социологическое

Аномия

(Дюркгейм)

Девиация (в т. ч. самоубийства) происходит вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей

Аномия

(Мертон)

Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами

Социальная дезорганизация

Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Теория стигматизации (клеймения)

Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Социологическое

Культурологические теории

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ

Теория дифференциальной связи

(Сатерленд)

Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах

II. Закрепление изученного.

Работа с документом, с. 182, ответить на вопросы.

Домашнее задание: с. 183, ответить на вопросы для самопроверки.

Предыдущий:

Следующий: