варианты из деревни

ВАРИАНТ 17 Часть 1

А1

Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» рассматрива­ют общество как

1) среду обитания человека

2) динамическую систему

3) целостную систему

4) выделившуюся часть материального мира

А2 Относительная истина, в отличие от абсолютной, является знанием

1) недостоверным

2) неподтвержденным научным экспериментом

3) неполным

4) всегда выраженным в устной форме

A3 Ученые-зоологи изучают поведение дельфинов и их реакции на различные раздражители. Какая функция науки проиллю­стрирована этим примером?

1) культурная 3) познавательная

2) мировоззренческая 4) социальная

Какое суждение является верным?

А. Заключение сделки между Чичиковым и Плюшкиным — это пример общения между реальными партнерами.

Б. Примером общения реального партнера с иллюзорным объек­том является разговор соседки со своим пуделем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5

Какой факт иллюстрирует потребление как сферу экономики

1) организация молодежной ярмарки вакансий

2) введение в строй новой автоматической линии по упаковке продукции

3) покупка автомобиля в кредит

4) диспансеризация работников предприятия

А6

Установление на рынке равновесной иены является примером

1) равенства объемов спроса и предложения

2) получения максимальной прибыли фирмами-монополистами, специализирующимися на данном товаре

3) правильного распределения товара по торговым точкам

4) отсутствия конкуренции среди фирм-поставщиков данного то вара

А7

Фискальная функция налогов состоит в том, что

1) налоги отражают признание особых заслуг граждан

2) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта

3) налоги формируют доходы госбюджета

4) налоги позволяют контролировать деятельность фирм

A8 На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов в городе N : линия спроса D переместилась в новое положение D ( P — цена товара, Q — объем спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь с

1) повышением доходов потребителей

2) увеличением налогов на производителей строительных материалов

3) удешевлением технологии производства строительных материалов

4) наступлением зимы, окончанием строительного сезона

А9 Какое суждение является верным?

А. Государство финансирует производство общественных благ. .

Б. Все ограниченные экономические ресурсы в условиях рыноч­ной экономики распределяются государством..

I) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Al0) Деление общества на сословия отражает

1)форму государственного правления

2) тип социальной стратификации

3) территориально-государственное устройство

4) политический режим в данном государстве

А11.Статистическая служба страны N. провела опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Может ли безработица быть полезна для развития экономики и общества в целом?». Результаты опроса представлены в таблице.

Мнения

% опрошенных

Да, если уровень безработицы невелик

20

Да, она способствует повышению качества труда и квалификации работников

10

Нет, т..к. потеря работы — трагедия для человека

21

Нет, т.к. работодатели необоснованно повышают уровень требований к работникам

12

Нет, т..к. на помощь безработным тратится слишком много средств из государственного бюджета

12

Невозможно ответить однозначно, т.к. есть свои «плюсы» и «минусы»

25

Какой вывод можно сделать на основании таблицы?

1) Третья часть опрошенных считают, что потери работы — трагедия для человека.

2) 2) Большинство опрошенных отметили, что на помощь безработным тратятся средства госбюджета, а так же безработица ведет к необоснованному повышению требований к работникам.

3) Признали противоречивость влияния безработицы на общество четверть респондентов.

4) Положительное влияние невысокого уровня безработицы отмечает каждый четвертый опрошенный.

А12.Какое суждение об открытом обществе является верным?

А. Открытое общество допускает свободные переходы людей ни

и вверх по социальной лестнице.

Б. Древнеиндийское общество с его кастовой системой

пример открытого общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А13 Какой элемент формы государства характеризуется способами осуществления властных полномочий?

1) правовая система государства 3) форма правления

2) территориальное устройство 4) политический режим

А14.Мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной тем, что

1)территория страны делится на избирательные округа

2) голосование является прямым, равным, тайным

3) избиратели голосуют за конкретного кандидата

4) избиратели голосуют за список кандидатов, выдвинутых поли­тической партией

А 15. Гарантию прав человека в демократическом государстве осу-

ществляют(-ет)

1)политические институты гражданского общества

2) средства массовой информации

3) социально ориентированная рыночная экономика

4) международные неправительственные организации

А16.Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. В демократическом государстве обеспечен высокий уровень

жизни всем гражданам.

В демократическом государстве гарантирована защита прав

всех граждан.

I) мерно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А 17 Специфическим признаком нормы права является

1) соответствие принятым в обществе представлениям о справед­ливости

2) соответствие национальному менталитету

3) формальная определенность

4) древнейшее происхождение по сравнению с другими социальными нормами

А18.Совершение преступления небольшой тяжести впервые является обстоятельством

1) смягчающим вину

2) отягчающим вину

3) исключающим уголовную ответственность

4) повышающим общественную опасность

А19 Н оформил потребительский кредит в банке, но исполнять обязанности по нему не спешил. Банк обратился с иском в суд о взыскании с Н. суммы кредита с оговоренными процентами. В данном судебном процессе Н. выступает в качестве

1) обвиняемого 3) подсудимого

2)ответчика 4)истца

А20 Kакое суждение является верным?

А. Гражданин РФ может быть лишен правоспособности по решению

органов прокуратуры.

Б. Bсe сделки, договоры, ограничивающие правоспособность граждан, являются недействительными.

1) вето только А 3) верны оба суждения

2) вето только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

В1

Запишите слово, пропущенное в схеме

В2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями ценных бумаг. Найдите и укажите тер­мины, выпадающие из общего ряда.

1) вексель, 2) коносамент, 3) облигация, 4) дивиденды, 5) акция, в) чек, 7) кредитная карточка.

ВЗ Установите соответствие между экономическими понятия­ми и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

А)доход Б) расход В) налог Г) пособие

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) затраты, выраженные в денежной или натураль­ной форме

2) установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый государством и гражданами

3) денежная помощь государства лицам, находя­щимся в тяжелом экономическом положении

4) сумма денег, получаемая за определенный период

В4 Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром

2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт

3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

В5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой

(А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

3)

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Вб Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Согласно закону стоимости, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них_______(А). Денежным выражением стоимости является_______(Б), которая уста­навливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену

оказывает влияние_______(В), которым пользуется тот или

иной._____(Г): если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида про­дукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия со­кращается. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово мо­жет быть использовано лишь один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Список терминов:

1)спрос

2) потребитель

3) конкуренция

4) затраты

5) производитель

6) цена

7) потребность

8) товар

9) предложение

В7 Найдите в предложенном списке факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семнадцатилетний Р. открыл счет в банке.

2) По достижении 18 лет наступает полная гражданская дееспо­собность.

3) Предприниматели П. и Н. заключили между собой договор.

4) К. и В. совершили ограбление магазина.

5) Смерть Т. стала основанием открытия наследства.

6) Пожар дома в результате удара молнии.

В 8. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) инвестиционный фонд

2) коммерческий банк 

3) кредитная организация

4) страховое общество

5) сберегательная касса .

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

КУЛЬТУРАС2

Культура — способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколения в поколение, его оценивания и осмысливания, это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития. Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Здесь мы говорим о культурности, ко­гда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образован­ность. Человек может быть очень образованным, но не культурным,

Мир культуры образует продукты человеческой деятельности, а также способы деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и обществом в целом. Культура влияет и на есте­ственные, биологические свойства и потребности людей, например, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулинарии, разработал сложные ритуалы приготовления блюд, сфор­мировались многочисленные традиции национальной кухни (китай­ской, японской, европейской, кавказской и т.д.), ставшие неотъем­лемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что. японская чайная церемония всего лишь удовлетворение потребности человека в воде?

Люди творят культуру и сами формируются под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в по­коление. Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными сложной системой общественных отношений. Культура обращена к человеку, но как члену определенного сообще­ства, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, возде­лывает сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими пред­ками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы бунтуем иногда против установлений предков, против культуры. С революционным пафосом либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что тогда остается от нас? Первобытный дикарь, вар­вар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против са­мих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик.

О. Кишенкова

С1Какие два подхода к определению понятия «культура» дает автор?

С 2Автор утверждает, что культура и общество тесно взаимосвяза­ны друг с другом. Приведите названные в тексте три примера связи общества и культуры.

С3Автор уверен, что культура и образованность не тождествен­ные понятия. Какого человека можно назвать некультурным? Приведите три примера проявления «образованного бескуль­турья».

С4 Философ Гердер назвал культуру вторым рождением челове­ка. Как соотносится его позиция с мнением автора? Найдите в тексте фрагмент, содержащий ответ на данный вопрос. Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дис­циплин, поясните авторский вывод и конкретизируйте его.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «специфи­ческие функции государства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, раскрывающих содержание данных функций.

С 6 Назовите три любых объекта гражданских прав и проиллюстрируйте примерами правоотношения, возникающие по их поводу.

С 7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет — пара ботинок, раз в 50 лет — по одному костюму», — писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

С8

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Сво­бода и ответственность». Составьте план, в соответствии с ко­торым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализиро­ваны в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержания, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскроит его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затрону тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором, обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспекте поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации свое точки зрения используйте знания, полученные при изучении кур обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной- жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1 Философия «Движение абсолютно, а покой относите­лен».

С9.2 Социальная психология «Школьные товарищи — лучшие воспита­тели, чем родители, ибо они безжалостны» (А. Моруа).

С9.3 Экономика «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: