вопросы к экзамену по литературе

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Русская литература первой половины XIX века. Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. Романтизм Жуковского.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Творческая история романа «Евгений Онегин». Духовные искания Евгения Онегина. Татьяна – любимая героиня Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики.

Роман «Герой нашего времени» как история поколения, особенность построения. Образ Печорина, его отношения с другими персонажами романа.

«Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

Н.В. Гоголь. Этапы биографии и творчества. Роман «Мёртвые души». Изображение поместного дворянства в поэме. Образ России в поэме Гоголя «Мертвые души».

Роман «Мёртвые души». Образы Манилова, Собакевича, Ноздрёва, Плюшкина, Коробочки. Образ Чичикова. Тайны поэмы Гоголя.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Россия 2 –й половины 19 века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Взаимодействие разных стилей и направлений.

А.Н. Островский. Драма «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Драма «Бесприданница» — трагедия талантливой личности. Вопрос свободы человека. Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Изображение купечества: Кнуров, Вожеватов, Паратов.

Основные этапы жизни и творчества И.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов».

Образ главного героя в романе «Обломов».Понятие «обломовщина».Роль второстепенных персонажей в романе. Историко-философский смысл романа. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов».

И.С. Тургенев. Основные этапы жизни и творчества. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.

И.С.Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника».

Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева.

Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Философская лирика Тютчева.

А.А. Фет. Жизнь и творчество А.А.Фета. Основные темы и идеи лирики А.А.Фета.

Связь творчества А.А.Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.

А.К. Толстой. Сведения из биографии. Характеристика творчества.

Н.А. Некрасов. Гражданский пафос лирики. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.

Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами.

Поэтические сборники Некрасова. Изображение народа в лирике Некрасова. Своеобразие сатирических стихотворений Некрасова. Любовная лирика Некрасова.

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанровое своеобразие и композиция поэмы.Первоначальное представление странников о счастье. Перелом в направлении поисков.Образы крестьян-тружеников в поэме: Матрёна Корчагина, Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий Богатырь.

Образы помещиков в поэме: князь Утятин, Оболт-Оболдуев и другие.«Русь холопская» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Народный мир в движении. Эпопея крестьянской жизни.Фольклор в поэме как способ выражения народной мысли.

Н.С. Лесков. Этапы жизни и творчества. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Пути – дороги очарованного странника. Особенности изображения русского национального характера.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). Тематика и проблематика произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин – непревзойденный мастер сатиры. М.Е.Салтыков- Щедрин и его сказки. Их своеобразие и отличие от народных (гротеск, иносказание, гипербола, олицетворение). Сказки «Коняга», «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Самоотверженный заяц».

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

Тайны внутреннего мира человека. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Женские образы в романе «Преступление и наказание».Роль психологических поединков в романе. Раскольников и Соня, Раскольников и Порфирий Петрович. Эпилог романа. Дальнейшая судьба героев. Идейный смысл и нравственные уроки романа.

Л.Н. Толстой. Духовные искания писателя.«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон.

Изображение светского общества в романе. Салон Анны Павловны Шерер.«Мысль семейная» на страницах романа. Изображение семей Ростовых, Болконских и «антисемей» Куракиных, Безуховых.

Женские образы в романе: Наташа Ростова, Мария Болконская, Элен, Соня, Вера. Андрей и Пьер до 1812 года. В поисках истины и смысла жизни. Изображение партизанской войны в романе. «Мысль народная» в романе. Итоги духовных исканий героев Толстого. Эпилог романа Толстого «Война и мир».

Война 1805 года. Шенграбенское сражение. Война 1805 года. Аустерлицкое сражение. Война 1812 года. Бородинское сражение. Изображение Кутузова и Наполеона в романе.

Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков.

А.П. Чехов. Этапы жизни и творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Юмористические рассказы. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.

Герои Чехова как создатели и жертвы среды. Анализ рассказов «Ионыч», «Крыжовник», «Анна на шее». «Маленькая трилогия» Чехова. Юмористические рассказы Чехова.

Чехов-драматург и его пьеса «Вишнёвый сад». Особенности комедии, комизм драматических героев, развитие интриги, значение образов-символов. Новаторство Чехова как драматурга.

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Философичность лирики Бунина.

Поэзия И.А.Бунина. «Ковыль», « И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

Рассказы И.А. Бунина о любви «Легкое дыхание» , «Митина любовь», «Темные аллеи», «Солнечный удар» и другие.

Л. Андреев — художник редкого таланта. Биография писателя. «Орловские страницы» в рассказах Л. Андреева.

«Орловские страницы» в рассказах Л. Андреева. Тема человеколюбия и христианского поведения в рассказах «Ангелочек», «Баргамот и Гараська».

А.И. Куприн. Сведения из биографии.

Воплощение нравственного идеала в повести Куприна «Олеся».

Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Легенда о любви в рассказе А.И. Куприна «Суламифь».

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Литературные течения поэзии русского модернизма.

Серебряный век русской литературы. Символизм как течение литературы.

В.Я. Брюсов. Основные темы и мотивы поэзии. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта.

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.

Акмеизм, понятие, черты, представители. Истоки акмеизма, создание зримых образов.

Мир образов Николая Гумилева. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Капитаны».

Футуризм. Обзор творчества поэтов-футуристов. Манифесты футуризма.

«Эгофутуризм» Игоря Северянина. Кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников)

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов Горького.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне» «Во что веришь — то и есть». Роль Луки в драме «На дне». Вопрос о правде в драме «На дне».

А.А. Блок. Личность и творчество поэта. Романтический мир раннего Блока, цикл «Кармен», «Скифы». Стихотворение Блока «Незнакомка». Тема Родины в творчестве Блока.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком революции. Сюжет поэмы.

Жизнь и творчество В.В. Маяковского. В.В.Маяковский и футуризм.

В.В. Маяковский. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность. Маяковский и революция « А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!».

Сергей Есенин как национальный поэт. Биография С.А. Есенина. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека.

Любовная лирика С.Есенина. Стихи С.Есенина о природе. Стихи С.Есенина о Родине.

Литература 20-30 годов. Обзор.

А. Фадеев. Биография писателя. История создания романа «Разгром». Образы героев-партизан. Идея романа, его особенности. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров.

Анализ образов героев романа «Разгром»: Морозка, Метелица, Левинсон, Бакланов, Варя, Мечик, Сташинский. Рождение новых борцов революции.

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Интеллигенция и революция в романах М.Булгакова, А.Толстого. Развитие жанра антиутопии в творчестве Е.Замятина, М.Булгакова.

О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» и др.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Булгаков-драматург. История разгрома дворянской России в пьесах «Бег», «Дни Турбинных».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы. Булгакова. «Роковые яйца».

Повесть «Собачье сердце». История создания. Причины запрета. Образы героев повести: профессор Преображенский, Шариков, Швондер.

Роман «Мастер и Маргарита» — писательский подвиг Булгакова. История создания, смысл названия. Три мира в романе. Философские споры в романе.

Роман в романе. Библейские главы романа. Образ Иешуа и его роль в романе. Изображение тёмных сил в романе. Воланд и его свита. Москва 30-х годов и москвичи в романе Булгакова. Роль эпилога в романе.

А.Толстой и его роман «Пётр 1». Роль исторического романа в русской литературе. Образы Петра и его сподвижников в романе.

М.Шолохов. Биография писателя. Донские рассказы Шолохова и их роль в литературе. Судьба казачества в революционную эпоху.

Роман Шолохова «Тихий Дон» как история казачества. Тематика, проблематика, образы героев. История Григория Мелехова.

«Поднятая целина» — роман о коллективизации на селе. Правда о деревне 30-х годов. Изображение коммунистов в романе. Образы Давыдова и Нагульного.

Литература периода ВОВ. Поэзия подвига. Стихотворения о ВОВ Симонова, Друниной, Орлова. Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков: О.Бергольц, К.Симонова, А.Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М.Алигер.

А.Ахматова. Этапы жизни и творчества. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество писателя. Поэма «Василий Тёркин»- гимн подвигам русского солдата.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество писателя. Поэма Твардовского «По праву памяти».

Проза о ВОВ. Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Роль произведений о ВОВ в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Богомолов. Этапы жизни и творчества. «В августе 44-го», неизвестные страницы войны. Новое осмысление проблемы человека на войне: «Момент истины».

В.Быков. Жизнь и творчество писателя. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведении «Сотников» и «Обелиск».

Ю.Бондарев. Жизнь и творчество писателя. Роман «Горячий снег». Подвиг артиллеристов под Сталинградом. Образы Кузнецова, Зои, Дроздовского.

Б.Васильев. Этапы жизни и творчества. «А зори здесь тихие». Подвиг девушек-зенитчиц в карельских лесах.

Поэзия 60-х годов.

Ч. Айтматов, биография писателя, его романы о судьбе человека, его месте в мире, о человечности, поисках правды. «Буранный полустанок».

В.Распутин. Биография писателя. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти : «Прощание с Матёрой».

А. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. «Матрёнин двор»- история современных праведников России в литературе.

А. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. Повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича» — правда о лагерях, «которых не было».

Деревенская проза Василия Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик». В поисках человеческой души. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей.

Русская литература последних лет (обзор).

В.Астафьев. Биография писателя. Роман «Царь-рыба». Рассказ «Яшка».

Предыдущий:

Следующий: