герой наш времени 9 класс на субботу

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?

Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».

Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?

Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

  

Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?

Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

Предыдущий:

Следующий: