гиа.вариант 10

Вариант 10

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9; С2

(1) Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил

учитель. (2) Вот раз мама пошла с девочками купаться. (3) А Петя остался один стеречь квартиру. (4) Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. (5) Она была из железной трубки. (6) В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. (7) Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.

(8) Петя очень рассердился. (9) Он пошёл в кухню. (10) Наложил в плиту щепок, полил керосином, положил сверху пушку и зажёг. (11) «Теперь небось выстрелит!»

(12) Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! (13) Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

(14) Петя испугался, выбежал из дому. (15) Никого не было дома, никто ничего не слыхал. (16) Петя убежал подальше. (17) Он думал, что, может быть, все само потухнет. (18) А ничего не потухло. (19) И ещё больше разгорелось.

(20) Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым.

(21) Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. (22) Это звонок к пожарным. (23) Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

(24) У пожарных зазвонило. (25) Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. (26) Они подъехали к столбику, а там учитель им показал, где горит. (27) У пожарных на автомобилях был насос. (28) Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. (29) Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. (30) В доме никого не было. (31) Пожарные стали выносить вещи.

(32) Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. (33) Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.

(34) Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

(35) А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.

(36) А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. (37) Мальчики его увидали и насильно привели.

(38) Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. (39) Пожарные, собрав инвентарь, сели в свои автомобили и уехали назад. (40) А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

(По Б. Житкову)

Задания A1A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.

К каждому заданию А1А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1А7 обведите кружком.

А1

А1

В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Пете стало стыдно?»

1) Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

2) Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже…

3) Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.

4) Наложил в плиту щепок, полил керосином, положил сверху пушку и зажёг.

А2

А2

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «починить» (предложение 40):

исправить

делать острым

устраивать

произвести ремонт

А3

А3

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм:

1) Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух.

2) А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

3) «Теперь небось выстрелит!»

4) Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб.

А4

А4

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове вдруг (предложение 12) последний звук [к].

2) В слове свою (предложение 4) букв меньше, чем звуков.

3) В слове стеречь (предложение 3) буква ь служит для смягчения согласного [ч,].

4) В слове лестницы (предложение 29) согласный звук [т] является непроизносимым.

А 5

А 5

Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.

1) надавил

2) выкинуло

3) зажигать

4) старался

А 6

А 6

В каком слове правописание приставки определяется её значением «присоединения»?

1) приставили

2) прибежала

3) принесли

4) природный

А 7

А 7

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах притяжательных прилагательных, образованных от существительных пишется Н»?

1) резиновых

2) сделана

3) Петина

4) пожарная

Задания B1B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на

задания В1В9 записывайте словами или цифрами.

В1

В1

Замените слово небось (предложение 11) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

В2

В2

Замените словосочетание железной трубки (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

В3

В3

Выпишите грамматическую основу предложения 30.

Ответ: ___________________________

В4

В4

Среди предложений 35-40 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

В5

В5

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он думал,1 что,2 может быть,3 всё само потухнет. Милиционер никого не пускал близко,4 чтоб не мешали пожарным.

Ответ: ___________________________

В6

В6

Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

Ответ: ___________________________

В7

В7

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже,1 а в нижнем этаже жил учитель. В середину Петя набил пороху,2 а сзади была дырочка,3 чтоб зажигать порох. Огонь разгорелся,4 загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел!

Ответ: ___________________________

В8

В8

Среди предложений 14-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

В9

В9

Среди предложений 27-33 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2

С2

С2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Н. В. Гоголя: «… Он (язык) беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Н.В.Гоголя.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Предыдущий:

Следующий: