детская литература

Детская литература1) Русский детский фольклор и его роль в развитии личности ребенкаСлово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость».Существенное отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они не имеют постоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и певцы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Пестушки Потягушечки, потянись, Поскорей, скорей проснись.Колыбельные песни – Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.Прибаутки та-та, и-та-та, Вышла кошка за кота, За кота котовича, За Иван Петровича.Потешки — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки! Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку.скороговоркиШла Саша по шоссе И сосала сушку.Дразнилки Коля-Коля-Николай! Сиди дома, не гуляй! А то девочки придут, Поцелуют и уйдут.

2)Стихи и сказки Пушкина в круге детского чтения

18.Взгляд А.С.Пушкина на детское чтение. Лирика поэта в чтении детей. Анализ отдельных стихотворений и отрывков из произведений Пушкина, доступных детям.

Поэт отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей. Однако в его рукописях осталась «Детская книжка». А среди нереализованных замыслов — роман о детстве. Великий псэт интересовался вопросами ДЛ. Он осуждал произведения, оторванные от жизни, написанные высокопарным языком. Пушкин знал ДЛ своего времени: он пародировал штампы нравоучительных стихов и сказок. Интерес его к ДЛ проявлялся и в критических рецензиях на детские книги. Многие лирические произведения поэта составили основу круга чтения детей, начиная с самого раннего возраста,- это сказки, стихотворения и отрывки из поэм, из романа «Евгений Онегин». Стихи, вошедшие в круг детского чтения, попали туда в первую очередь по причине их согласованности с эстетическим чувством ребенка. Переворот, совершенный Пушкиным в русской литературе, прямо и непосредственно влиял на весь ход развития русской ДЛ. Он поднял русскую ДЛ на новую, высшую ступень развития. Она сразу обрела новый тон. Прояснились ее задачи, ее педагогическое направление крепко связалось с принципами искусства.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» воспринимается как самостоятельное произведение. Его отличительная черта — мозаичность. Перечисляемые образы-картины скреплены только основой сказочного, нереального мира. «Там…», т.е. в сказке, все чудесно и прекрасно, даже страшное. Таинственный мир, в котором что ни шаг, то чудо, разворачивается чередой образов-картин. Каждый из образов-картин можно развернуть в отдельную сказку, а весь пролог строится как единая сказка — с присказкой, с цепочкой действий сказочных героев и концовкой.

Главный герой пролога — «кот ученый», певун и сказочник. В конце пролога поэт встречается с чудесным котом и слушает его сказки. Перечень чудес начинается с лешего и русалки — героев не сказки. А демонологии, т.е. таких героев, в которых народ верит. Далее открывается незнаемый мир, то ли вымышленный, то ли реальный: «там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…» И сразу же вслед за незнаемым миром совершается переход в мир собственно сказки: избушка на курьих ножках. «Там лес и дол видений полны…»- поэт подчеркивает близкое родство таинственной природы и волшебного вымысла, а затем показывает появление чуда из моря: «Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…» Читатель уже готов и в самом деле «видеть» и королевича, пленяющего царя, и летящего колдуна с богатырем, и царевну с бурым волком. Наконец появляются самые величественные порождения простонародной фантазии,- Баба Яга и царь Кащей. «Там русский дух… Там Русью пахнет!»- такова высшая оценка народной сказки, вынесенная поэтом. «И я там был, и мед я пил…»- дословно приводя фольклорную концовку, автор объявляет народную поэзию источником своего собственного творчества.

19.Сказки АПушкина. Их связь с фольклором. Система образов, характеры героев. Основные поэтические особенности сказок с народно-поэтической основой и сказок-поэм.

Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!» сказки делятся на сказки-поэмы (о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы (о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы — справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло.

В сказках-поэмах внимание сосредоточено на семье, на домашних чувствах героев, социальный статус героев не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с чувствами добрыми. В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира — законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически мотивизированная слабость. Поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью-то силу.

20. «Сказка о рыбаке и рыбке» АПушкина «. Идейный смысл. Сатирический характер и главные герои

сказки.

Сказка написана особым размером — «народным стихом», в котором отсутствуют рифмы. Этот размер придает

сказочному повествованию торжественную мерность и былинную напевность. Под стать размеру и серьезное нравственно-философское содержание сказки. В этой сказке ставится вопрос о том, что есть высшая мудрость: стремление к вершинам власти и богатства или отказ от соблазнов. Спокойный мир старой семьи испытывается на прочность великим случаем. Поймав золотую рыбку, старик не обрадовался, а испугался: он понимает, что неведомое существо скорее разрушит размеренную жизнь, чем принесет благо. Старуха же находит в золотой рыбке исполнительницу своих суетных желаний. Она ведет себя так, как обычно ведут себя люди: сначала желает лишь необходимое — новое корыто, затем все больше и больше и, даже став царицей, не может остановиться. Мудрый старик видит все ту же старуха в разных одеяниях, в разной обстановке. Ее прихоти кажутся ему безумием. Она же, возвышаяст, все меньшн помнит о своем происхождении «черной крестьянки» и в самом деле мнит себя то столбовой дворянкой, то царицей, и подчеркивает сословную разницу между собой и мужем. Из-за человеческой жадности и глупости нарушается гармония в природе: море всякий раз все неспокойнее и грознее. В финале сказки восстанавливается прежний порядок вещей: старик находит свою старуху у той же землянки перед разбитым корытом. Развязку конфликта можно пони мать и как поражение необузданности, и как победу мудрости.

Предыдущий:

Следующий: