задание на каникулы 8 класс 1 четверть.

Выделить грамматическую основу и определить тип сказуемого:1) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?2) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.3) Я б тогда не стала гнуться и качаться.4) Рябина – одно из любимых растений Руси.

1) С вечера мою рябину дождичком мочило.2) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.3) В поле красная рябина начала качаться.4) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

1) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.2) А рябина всё краше от купели студёной.3) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах.

1) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.2) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.3) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.4) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.

1) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?2) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.3) Рябина! Воспета ты в песнях!4) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала

1) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?2) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.3) Я б тогда не стала гнуться и качаться.4) Рябина – одно из любимых растений Руси.

1) С вечера мою рябину дождичком мочило.2) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.3) В поле красная рябина начала качаться.4) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

1) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.2) А рябина всё краше от купели студёной.3) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах.

1) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.2) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.3) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.4) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.

1) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?2) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.3) Рябина! Воспета ты в песнях!4) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала

Наступило новое утро.

От скуки девочка начала придумывать разные истории.

Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.

Пусть всегда будет солнце!

Мама вернулась из поездки усталая.

Мартышка вздумала трудиться.

Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.

Червонец был запачкан и в пыли.

Шли два приятеля вечернею порой.

Герои решили разобраться.

Множество людей вышли было на улицу.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 Согласование   

 Управление   

 Примыкание

 

 

 

        Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.Расставить знаки препинания

Грушницкий  _  юнкер  (Лермонтов).

А вы _  не охотник? (Тургенев).

Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).

Рацеи  разводить  _   болтать  пустое  (Островский).

Пруд _ как блестящая сталь (Фет).

Они _  какие-то  помещики (Достоевский).

Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).

Его  цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).

Дальние проводы _   лишние слезы (Островский).

Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).

Невежда без души _   зверь (Фонвизин).

Вы _  студент? (Достоевский).

Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).

Вспомните, что автор «Симфонии» _   юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что «все мы летим куда-то»; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).

Отец его _   военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).

И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин).

И это все, что было в моей жизни, а остальное _  ненужный сон (Бунин).

По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _  не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).

Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову).

— Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а  пьяные, — продолжала она шептать. (Горький).

— Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).

Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.

Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).

Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).

Талант у него _ дай бог каждому.

Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).

Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это  не  жизнь,  это эгоизм, лень,  это  своего  рода  монашество,  но  монашество  без  подвига (Чехов).

Цель моя _ победить  эту многоголовую гидру (Чехов).

Театр _ это  сила, соединяющая в себе одной все  искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).

Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).

Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).

Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и  с  озабоченным  лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал,  что  питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы  из-за  него  стоило  делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).

Нигилист _  это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами,  который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).

Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за  богатого старика выйти, по мнению моему, _  дело  ничуть не  странное,  а, напротив,  благоразумное (Тургенев).

Я хочу только сказать,  что аристократизм _ принсип,  а  без принсипов жить в  наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).

Боже мой, я _  секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _  секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это  быть членом земской управы! (Чехов).

Предыдущий:

Следующий: