задания 8 класс

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Задания по истории для ученика

8 класс

Задание 1. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

1 ______ 2 _____ 3 _____ 4 ____

Максимальный балл — 4 .

Задание 2. Дайте краткий ответ.

1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось _________________________________________________________

2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется ________________________________________________________________

3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________

4. Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле ___________________________________________________________

5. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг _________________________________________________________________

Максимальный балл — 10.

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

Посадник, тысяцкий, епископ, князь.

__________________________________________________________

Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

____________________________________________________________

3.Гривна, резана, куна, алтын, рубль.

______________________________________________________________

4.А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков.

______________________________________________________________

5.Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.

____________________________________________________________

Максимально 10 баллов.

Задание 4. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых говорится в каждом из них.

А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальный балл — 10 (по 2 за верный ответ).

Задание 5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.

_________________

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

___________________

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

_______________________

Максимальный балл 9.

Задание 6. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле.

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

__________________________________________________________________

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

_________________________________________________________________

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.

______________________________________________________________

Максимальный балл 6.

Задание 7. Текст с историческими ошибками.

В тексте допущено немало исторических ошибок. Постарайтесь обнаружить их, объяснив, в чем эти ошибки заключаются.

Шустрый Митька (1690 год)

Митька быстро бежал по улице, прижимая к груди буханку, стащенную им только что в кофейне старика шведа. Следовало торопиться: мосты над Невой вот-вот должны были развести, и тогда придется тратить на лодочника последний рубль. Вспомнив о рубле, мальчонка сунул руку за пазуху, убедившись, что драгоценная бумажка на месте.

Митька вдыхал изумительный хлебный запах и счастливо улыбался. Но съест он только половину буханки. Остальное обменяет на старую треуголку стрельца. А, коли хлеба ему покажется мало, можно добавить золоченый орех, припасенный для такого случая и хранимый Митькой с прошлогодней елки.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов – 18. 1 балл за каждую верно найденную ошибку и по 2 балла за верные комментарии.

Задание 8. В какой век (XVI, XVII, или XVIII), в какую страну мира вы хотели бы перенестись, если бы имели такую возможность? Участниками каких событий хотели бы стать? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимально – 16 баллов.

Задание 9. Сопоставьте изображения гербов и флагов Ленинградской и Калининградской областей. Что общего в их символике? Объясните это с точки зрения геральдики, истории и географии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальный балл– 17.

Предыдущий:

Следующий: