кл час 9 класс

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть на классном часе «Компас в мире профессий».

Мы заканчиваем педагогический университет и будем социальными педагогами. Нас зовут Екатерина Сергеевна и Зульфия Альфитовна.

Цели нашего классного часа: расширение представлений учащихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждение учащихся к осознанному профессиональному выбору.

Мы предлагаем вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:

уважение к говорящему;

не смеяться над высказываниями других;

правило поднятой руки.

Форма проведения: классный час

Ход.

Вступительное слово ведущего.

Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем.

Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? С этими вопросами мы попробуем разобраться все вместе.

Для того чтобы ответить на вопрос, как правильно выбрать профессию, мы познакомим вас со схемой выбора профессии. Профессиональное самоопределение от слов «предел» — граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Во-первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Формула выбора профессии (на слайде)

В наше «хочу» входят жизненные ценности, наши увлечения и профессиональные интересы, профессиональные склонности.

Наше «могу» включает таланты, способности, возможности.

Наше «надо» определяется востребованностью профессии на рынке труда.

Ребята вы услышали 2 слова: интересы и склонности. Они сильно влияют на выбор профессии, но что они означают и в чем их отличие, попробуем разобраться.

Интересы — это побуждения познавательного характера.

Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище).

Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

1.     по содержанию (например, музыкальные, технические);

2.     по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3.     по глубине (глубокие или поверхностные);

4.     по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.   

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Ребята, мы хотим помочь вам определиться с выбором профессии, для этого надо знать, к какому типу профессии у вас есть склонность.

Знакомы ли вы с классификацией типов профессий психолога Е. А. Климова, который разделил их на 5 типов? (ответы учащихся)

(Если ребята не ответят, напомнить им)

Мы предлагаем вашему вниманию типы профессий, выделенные психологом Е. А. Климовым:

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. картинки

Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов).

«Человек—техника». Люди данного типа работают с техническими устройствами.

Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Водители, механики, электрики, столяры, фрезеровщики).

«Человек — знаковая система».

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр.

«Человек — художественный образ». Людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта.

Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение.

Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др.

«Человек—природа». Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.

Примеры профессий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр.

А сейчас, ребята, с помощью теста мы предлагаем определить ваши склонности и на основе их тип вашей будущей профессии.

(Решение теста)

Тест «Определение типа будущей профессии»

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

 

Утверждения для самооценки

1. Природа

2. Техника

3. Знак

4. Искусство

5. человек

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

 

 

1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

 

 

 

1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах

 

 

 

1

 

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

2

 

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

 

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

 

 

 

 

1 7. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

2

 

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

2

 

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

1

 

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

 

1

 

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: