конспект по литературе

Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50г XIX в особенности русской критики. (не списывайте все, сокращайте)

XIX век примечателен не только грандиозными историческими событиями, но и тем, что именно в XIX веке литература стала важнейшей сферой духовной жизни общества, приобрела признание и любовь человечества. В этот период в России утвердилось понятие «литературная классика» и создавались произведения, единодушно признаваемые величайшими образцами словесного искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Это происходило потому, что литература постоянно обращалась к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, была внимательна к жизни в её неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

 

Волна революций, которая прокатилась по Европе в начале XIX в., нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъем в России, вызванный войной 1812 г., — все это говорило о непрочности самовластия во всем мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи.    Освобождение крестьян от крепостной зависимости сопровождалось реформами суда, финансов, армии, народного образования, печати. Прежде, по выражению Радищева, «мертвые в законе» крестьяне были уравнены со всеми иными сословиями в ответственности перед законом, стали гражданами, получили право участвовать в самоуправлении, учиться в средних и высших учебных заведениях, заниматься любым видом деятельности.

     Вместе с тем в сознании людей (как помещиков, так и крестьян), происходил болезненный психологический перелом. Несовершенства реформы, ошибки, искажения, злоупотребления порождали общественные конфликты. За первый год реформы произошло почти 3 тысячи крестьянских волнений. В обществе возникли разногласия. Сформировались разные общественные группировки, противостояние которых определялось взглядами на крестьянскую реформу и пути переустройства русской жизни вообще.В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров — борцов с самодержавием. Это были декабристы, «лучшие люди из дворян», как назвал их В. И. Ленин, которые «помогли разбудить народ».

 

В литературе на первый план выдвигается творчество активных, или прогрессивных, романтиков, среди которых были литераторы-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский (см. ст. «Поэты- декабристы») — певцы революционного подвига, открыто звавшие на борьбу с самодержавием. Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. К прогрессивным романтикам примыкали и такие талантливые поэты, как Денис Давыдов (1784 — 1839), Н. М. Языков (1803 — 1846), Д. В. Веневитинов (1805 — 1827) и Е. А. Баратынский (1800 — 1844). Свои произведения они часто посвящали событиям отечественной истории, обращались к легендам, к устной народной поэзии. Это были поэты, мечтавшие о раскрепощении человеческой личности от пут деспотизма, религии, лживой морали.

 

С наибольшей художественной силой прогрессивный романтизм выразился в вольнолюбивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина: «Вольность» и «Деревня», «Кавказский пленник» и «Цыганы».

 

Представителем романтизма другого типа — романтизма пассивного — был В. А. Жуковский. Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

 

В середине 20-х годов свободолюбивым стремлениям передовой части русского общества был нанесен страшный удар. Самодержавная власть быстро расправилась с декабристами — малочисленными и оторванными от народа. Наступила долгая глухая ночь николаевской реакции. «Первые годы, следовавшие за 1825-м, были ужасны.

 

Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние».

 

В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной романтической литературы.

 

Вместе с тем передовые романтические идеалы воодушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е годы: молодого Белинского, начинающего Герцена, поэта Н. П. Огарева (1813 — 1877).

 

Яркие романтические произведения — «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба» — создает молодой Гоголь. Наиболее полно настроения лучших людей русского общества в послепушкинскую эпоху воплощали стихи и поэмы Лермонтова («Смерть поэта», «Белеет парус одинокий», «Демон», «Мцыри»), проникнутые мятежным духом «отрицанья и сомненья», страстной жаждой борьбы и действия.

 

Однако 20 — 30-е годы не только эпоха бурного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление — реализм. Стремление к реалистическому изображению действительности становится характерной чертой русской литературы. Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева.

 

В первые десятилетия XIX в. реализм восторжествовал в баснях Крылова и бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинского, «глубокою истиною русской жизни».

 

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки» сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его гениальным пером во всем многообразии, сложности, противоречивости.

 

Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошел далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни современного ему человека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях — прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах» — быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов показаны во всей их неприглядности.

 

Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой — в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».

 

Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой»: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича (1822 — 1899) — подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.

Новаторство русской литературы в сплетении судеб ее героев с судьбами русской истории, революции. Западная литература показала нам трагедию человека при буржуазном строе (романы Стендаля, Бальзака, Флобера, Диккенса и др.) Русская литература на первое место выдвинула трагедию народа. Трагедию человека она поставила в зависимость от трагедии народа. В этом ее историзм. Русская литература поставила себя перед судом истории. Русский писатель делает своего героя ответственным за весь ход русской истории, а поскольку этот ход неудовлетворительный, то и виновным перед историей.

 

По словам Тургенева, в русской литературе «человек и Дон Кихот, и Гамлет. Он идет на подвиг, не веря в результаты его, но и не раскаивается в этом».

 

Душа русской литературы — психологический анализ. Лермонтов, а затем Толстой и Достоевский предприняли исследование человеческого духа в таких масштабах, которые не были еще известны в мировой литературе.

 

Психологическое мастерство Толстого и Достоевского, их «диалектика души», открывало путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм XX века во всем мире несет на себе отпечаток их эстетических открытий.

Попытаемся выделить основные признаки русского реализма:

       социальная и психологическая типизация,

       герой не только тип, но и индивидуальность,

       наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды – в противовес романтикам,

       точность воспроизведения деталей,

       отсутствие однозначной авторской оценки,

       эволюция характера героя под влиянием обстоятельств,

       любимые жанры реалистов – роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет,

       стремление приблизить язык произведения к живой речи.

Роман становится ведущим жанром реализма.

Дадим определение этого жанра.

Роман – крупный по объёму и, как правило, прозаический жанр эпоса. Повесть по отношению к роману является «средней» по величине жанровой формой, а рассказ – «малой». Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широко охватывающего конфликта, развертывание масштабных событий в рамках большого пространства и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и истории развития характера. Роман позволяет во всей полноте показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире.

   Первые оригинальные образцы романа появились в России в XVIII веке. В XVII веке им предшествовали повествовательные опыты, во многом приближавшие русскую литературу к жанру романа. Тем не менее древнерусская литература не знала романа в собственном смысле слова, хотя неверным было бы полагать, что накопленные ею традиции не оказали никакого влияния на последующий русский роман, прошли для него бесследно. Многие характеры, сюжеты и приемы древнерусских повестей, образы летописных преданий и житийной литературы продолжали жить в творческом воображении русских романистов не только XVIII века. Но и в XIX, получили новое художественное преломление и развитие в творчестве Толстого и Достоевского, Тургенева и Лескова.

   Первый этап в истории русского реалистического романа был отмечен появлением трех великих шедевров, которые имели исключительное, переломное значение для развития всей национальной русской культуры и сразу выдвинули русский роман на одно из первых мест в мировой литературе, – появлением «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвых душ».

Начиная с 40-х и 50-х годов XIX века, русский роман занимает центральное место в развитии всей русской литературы. В романах Тургенева и Гончарова, Герцена и Чернышевского, Лескова и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого получили в период с 30-х по 80-е годы своё наиболее яркое и всестороннее выражение все многообразные и сложные проблемы жизни русского общества, вопросы, порожденные ломкой крепостнических отношений, развитием освободительного движения. Отныне русский роман благодаря своей идейности, гуманизму и глубокому реализму получает широкое признание за рубежом, оказывая мощное влияние на последующее развитие реалистического романа во всем мире.

   Белинский охарактеризовал роман как наиболее широкий и свободный литературный жанр, синтетический по своему характеру, так как элементы эпического повествования в нем закономерно объединяются с лирически взволнованным, «субъективным» отношением писателя к действительности и напряженным вниманием его к наиболее острым, драматическим моментам общественной жизни.

История романа как жанра в мировой литературе свидетельствует о том, что наиболее благоприятные условия для его расцвета возникали в периоды крупных общественных переломов. Тогда происходил и переворот в эстетических представлениях, рождающий новые художественные принципы и формы. Национально-исторические условия русской действительности начала XIX века в наивысшей степени содействовали такому перевороту.

   Итак, в искусстве второй половины XIX века утверждается реализм. Однако не следует забывать, что, как писал в 1879 году в статье «Лучше поздно, чем никогда» И.А.Гончаров, «правда в природе дается только путем фантазии». Художник не копирует реальность, «художник пишет не прямо о природе и жизни, а создает правдоподобие их». Чтобы создать художественный образ (основу искусства), нужна фантазия. Вообще наивно делить писателей на революционеров – демократов и либералов, сторонников и противников «чистого искусства». Правда в том, что всё замечательное, созданное писателем, относится к чистому искусству: чистому от корысти, суетности, тщеславия.

 

Предыдущий:

Следующий: