конспект урока 8 класс

1. Орг. момент

— Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Яна Олеговна. Сегодня я у вас проведу урок.

2. Повторение изученного материала

— Представьте, что вы находитесь в зале какого-нибудь музея. К какому виду жанра вы отнесете картины, которые находятся перед вами?

— Почему?

— Что такое бытовой жанр? (Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.)

3. Вводная беседа

-Кто был основоположником бытового жанра в русском искусстве?

Венецианов Алексей Гаврилович — (1780-1847), русский живописец. Одна из самых знаменитых его картин представлена перед вами.

На пашне. Весна Первая половина 1820-х

- Опишите, что изображено на картине.

Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.

На переднем плане картины справа сидит младенец, спокойно забавляясь какими-то своими игрушками. Слова «красивый», «красивая» можно применять почти ко всему, изображенному на картине: красивый пейзаж, красивая женщина, красивые кони, красивый наряд, красивое голубое небо с белыми облаками.

- Ещё одним из авторов картин бытового жанра являлся Федотов Павел Андреевич. Он известный русский живописец, основоположник критического реализма в бытовом жанре. Работать в этом жанре он стал по совету баснописца И.С.Крылова. Давайте познакомимся с его картинами поближе (Анализ картины …).

- Перед вами представлены его картины («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»)

- Какая картина вам нравиться больше? Почему?

«Сватовство майора» (1848.)

В 1848 году П.Федотов пишет картину “Сватовство майора”. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Старожилы сравнивали его с триумфом тридцатилетней давности, которым был удостоен “Последний день Помпеи” К.Брюллова. Небольшое полотно (58х75 см) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова. Сюжет картины – бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности. Майор сватается к богатой купеческой дочке. Действие картины происходит в интерьере. Справа – в проёме двери – стоит приехавший свататься майор. Он в мундире, при сабле, молодцевато подбоченился, подкручивает ус. На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь-невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов. Захваченная врасплох, она пытается скрыться в соседней комнате, но мать, одетая по-купечески, в шёлковом повойнике, старается удержать её за подол нарядного белого платья. Справа, в глубине комнаты, стоит в тени её отец, наскоро застёгивающем свою сибирку. К нему обращается сваха в шёлковом шугае, с неизбежным платочком в руках.

«Завтрак аристократа» 1849-50г

- Что изображено на этой картине? (Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Виден не гость, а лишь пола его сюртука да рука в перчатке, отодвигающая портьеру.

А хозяин — в кресле у стола, за которым он завтракал, перелистывая при этом дешевый романчик в желтой обложке. Шум в прихожей застиг его врасплох, и он порывается вскочить навстречу, не забывая при этом жалкое ухищрение суетного самолюбия. Он пытается в последнее мгновение как-то замаскировать улику — прикрыть книжкой ломоть черного хлеба, который составляет его завтрак.

Вокруг множество разнообразных предметов: ковер под ногами щеголя, нелепая корзина для бумаг в форме античной вазы, картинки на стене, стул с лежащими на нем рекламными листками (один из них предлагает устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой, покойное зеленое кресло, ширмы. По живописным качествам эту картину сравнивают с картинами Брюллова – использована “типично-брюлловская” цветовая гамма – зелёные, синие, малиново-красные тона.)

- Также здесь представлены картины другого автора. Его усадьба находится недалеко от нас, в Тульской области, в Заокском районе.

— Как вы думаете, о ком идет речь? (Поленов Василий Дмитриевич)

Поленов Василий Дмитриевич — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

- Давайте теперь рассмотрим его картины.

«Московский дворик» 1878

-Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками. Эти «дворянские гнезда» были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли «большой деревней». Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности. Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия.

О персонажах картины стоит сказать особо. Мы видим на ней каких-то ребятишек, женщину, которая идет кормить кур с ведром воды, кричащего малыша. То есть, абсолютно обыденную, жизненную сценку, которая для тогдашней Москвы была более чем характерна (и не будем забывать, что у нас тут в полутора километрах – Кремль). А для человека, который всю жизнь прожил в Петербурге с его дворами-колодцами, увидеть вдруг зеленую траву, детишек, кур, гусей… это было поразительно, конечно.

«Бабушкин сад» 1878

- После картины «Московский дворик» Поленов пишет картину «Бабушкин сад»

На этой картине изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». Появились обе эти работы в одном и том же 1878 году.

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном. На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшало, штукатурка с изъянами, колонны и каменные ступени выщерблены.

Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

- Какие цвета в основном использовались на картинах?

- Почему?

В бытовом жанре важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создается во многом с помощью цвета.

Сначала мы разглядываем сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было, а затем рассматриваем, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски (лессировкой, алла прима), какой выбирает колорит. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать.

4. Практическая работа

- Теперь я предлагаю вам доделать свои работы в цвете, которые вы начали на прошлом уроке.

- Перед тем как приступите к выполнению работы в красках проверьте воздушную перспективу, т.е. чем дальше предметы, тем они должны быть меньше. Чем ближе, тем больше предметы.

Для предания предметам объема, вы должны обозначить блик, полутень, тень. От предмета идет падающая тень.

5. Анализ работ

1. Кто изображен у тебя на работе? (сколько человек в твоей композиции, кем они приходятся друг другу – члены одной семьи, друзья, одноклассники, какие они – дети или взрослые, бедные или состоятельные, весёлые или грустные, как относятся друг к другу)?

2. Где происходит действие (в интерьере кухни или гостиной, на веранде или на террасе загородного дома, на берегу реки или в поле, в поезде или в самолёте)?

3. Когда и в какое время суток, года происходит событие? (утром или ближе к полудню, в какое время года, в солнечный день или пасмурный, будничный или праздничный)?

6. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

- С какими художниками познакомились?

- Назовите их картины?

- С какими трудностями столкнулись?

Спасибо за урок. До свидания.

Дата: 13.03.2013

Школа ГПК класс 8 «А»

Урок проводит: Медведева Яна Олеговна

Вид урока: изучение нового материала

Тема урока: «Цвет в бытовом жанре».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

а) образовательные:

- закрепить материал, изученный на предыдущем уроке;

- познакомить учащихся с творчеством Венецианов, Федотова и Поленова;

- познакомить учащихся с цветом в бытовом жанре;

б) воспитательные:

- усидчивость;

- аккуратность;

- любовь к родному краю;

в) развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать умение анализировать свои работы и работы одноклассников.

Оборудование:

а) для учителя: сигнальные карточки, репродукции;

б) для учащихся: краски, работы в карандаше, кисти.

Литература:

http://polenovo.tula-oblast.ru/polenov

http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/1348/1368/

http://art-kartina.ru/jiv-venezianov.html

План оформления доски

2.

1.

5.

6.

3.

4.

1. Тема урока.

2. Сигнальные карточки.

3, 4. Репродукции.

5,6. Репродукции.

План урока

Организационный момент (1мин)

Повторение изученного материала (2 мин)

Объяснение новой темы (14 мин)

Практическая работа (20 мин)

Анализ работ ( 3 мин)

Подведение итогов (1 мин)

Предыдущий:

Следующий: