лекции для 9 класса

15. Политика “военного коммунизма” в период Гражданской войны: причины проведения, особенности, итоги и последствия

Проведение политики “военного коммунизма” было вызвано как идеологией большевизма (отрицание частной собственности, рыночного товарообмена и денежного обращения, замена их централизованным производством и распределением, директивными методами управления экономикой), так и условиями военного времени (кризис экономики, голод, вызвавший отток рабочей силы из городов, нарушение экономических связей между промышленным Центром и другими районами страны и т. д.). Система чрезвычайных мер “военного коммунизма” включала в себя: ускорение темпов национализации, ликвидацию частных банков, частной торговли, домовладений и другой собственности; введение карточек и талонов на продукты питания и промтовары; всеобщую трудовую повинность, трудовые мобилизации (декабрь 1918 г.); уравнительную оплату труда; введение продразверстки (январь 1919 г.); внедрение “потребительских коммун” в сельском хозяйстве; ужесточение директивного управления; “коммунизацию быта”. VIII съезд РКП(б) в марте 1919 г. принял новую программу партии, содержавшую план перехода к новому, социалистическому обществу на основе политики “военного коммунизма”. В период “военного коммунизма” был осуществлен переход к однопартийной системе (подавление левоэсеровского антибольшевистского выступления 6 июля 1918 г.), развязан в ответ на покушения на жизнь руководителей партии, в том числе Ленина, “красный террор” (действия ВЧК). Установление диктатуры пролетариата влекло за собой господство насильственных методов, характерных для всякого революционного преобразования, но в условиях России носивших особенно жесткий характер.

16. Гражданская война в России: причины, этапы, участники и военачальники, итоги и значение для судеб страны

Гражданская война (1918—1922) как наиболее острая форма социального противоборства, вооруженная борьба за власть между различными социальными группами была продолжением революционного процесса. В России она усугублялась военной интервенцией. Основные этапы войны: весна — осень 1918 г.— мятеж белочехов; первые иностранные десанты в Мурманске и на Дальнем Востоке; поход армии П. Н. Краснова на Царицын; создание эсерами и меньшевиками Комитета Учредительного собрания в Поволжье; восстания эсеров в Москве, Ярославле, Рыбинске; усиление “красного” и “белого” террора; создание Совета рабоче-крестьянской обороны в ноябре 1918 г. (В. И. Ленин) и Реввоенсовета (Л. Д. Троцкий); провозглашение республики единым военным лагерем; осень 1918 г. — весна 1919 г. — усиление иностранной интервенции в связи с окончанием мировой войны; аннулирование условий Брестского мира в связи с революцией в Германии; весна 1919 г. — весна 1920 г. — выступление армий белых генералов: походы А. В. Колчака (весна—лето 1919 г.), А. И. Деникина (лето 1919 — весна 1920 г.), два похода Н. Н. Юденича на Петроград; апрель — ноябрь 1920 г. — советско-польская война и борьба с П. Н. Врангелем. С освобождением Крыма к концу 1920 г. закончились основные военные действия. В 1922 г. был освобожден Дальний Восток. Страна стала переходить к мирной жизни. (Можно рассказать о военных действиях, привести примеры ожесточенного характера борьбы, дать характеристики военачальников с, обеих сторон: М. В. Фрунзе, В. И. Чапаева, Л. Д. Троцкого, М. Н. Тухачевского, А. В. Колчака, А. И. Деникина, П. Н. Врангеля и др.) И “белый” и “красный” лагери были неоднородны. Так, большевики отстаивали социализм, часть меньшевиков и эсеров были за Советы без большевиков. Среди белых были монархисты и республиканцы (либералы); анархисты (Н. И. Махно) выступали то на одной, то на другой стороне. С самого начала Гражданской войны военные конфликты затронули почти все национальные окраины, в стране усилились центробежные тенденции. Победа большевиков в Гражданской войне была обусловлена: концентрацией всех сил (чему способствовала политика “военного коммунизма”); превращением Красной Армии в реальную военную силу во главе с рядом талантливых военачальников (за счет использования профессиональных военных специалистов из числа бывших царских офицеров); целенаправленным использованием всех экономических ресурсов оставшейся в их руках центральной части Европейской России. Белые армии потерпели поражение, не сумев объединить все антибольшевистские силы, действовать согласованно, а также привлечь на свою сторону колеблющихся крестьян (часто в их тылу шла партизанская война), а также представителей нерусского населения. Произвол, карательные экспедиции, погромы, невыполненные обещания также не способствовали завоеванию поддержки широких масс города и деревни, у которых не вызывало энтузиазма обещание реставрации старых порядков. Проблемы Гражданской войны до сих пор вызывают пристальный интерес у историков и порождают многочисленные дискуссии. Но урок этой страницы истории ясен: Гражданская война — величайшая трагедия всего народа, повлиявшая на судьбы не только отдельных людей, но и целых поколений. Ее жестокость и жертвы оставили тяжкий след в истории России, наглядно продемонстрировав пагубность противостояния и насилия.

17. Новая экономическая политика: основные меры, роль в развитии страны, дискуссии о судьбах нэпа

Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — продразверсткой, уравниловкой, всевластием комиссаров); расслоение внутри правящее партии на руководство и партийную массу; появление различных оппозиционных групп (группа “демократического социализма”, “рабочая оппозиция”); определенное разочарование неудачами быстрого, “военно-коммунистического” способа построения нового общества и т. д. Показателем наступавшего глубокого кризиса служили вооруженные выступления с участием казаков и -крестьян (Украина, Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ). Наиболее крупное восстание произошло в Тамбовской губернии летом 1920 г. Возникла угроза новой гражданской войны. В 1920 г. шли поиски путей преодоления кризиса. VIII Всероссийский съезд Советов, утвердив курс на продолжение “военно-коммунистической” политики, преобразование народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО, с другой стороны, призвал опираться на “старательного крестьянина”, воздерживаться от массового создания коммун и совхозов в деревне, бороться с излишней централизацией и бюрократизмом. X съезд партии (март 1921 г.) утвердил важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продналогом, позволившим оставлять в хозяйстве продукты для продажи на рынке; разрешение вести частную торговлю; создание мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма (концессии, аренда небольших промышленных предприятий и земли); замена натуральной оплаты труда денежной, зависевшей от количества и качества труда; введение хозяйственного расчета на предприятиях; отмена всеобщей трудовой повинности, организация бирж труда. Нэп означал переход к рыночным отношениям, но в условиях господства государственной формы собственности и централизованных методов управления подобная политика не могла быть реализована в полной мере. Нэп принес ощутимые результаты — оживление производства и торговли, восстановление разрушенного хозяйства (был почти достигнут довоенный уровень развития экономики). Но внутренние противоречия новцй политики, непоследовательность в ее проведении предопределили ее свертывание. В партийном руководстве шли дискуссии о судьбах нэпа (позиции В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого и др.). Характер и значение нэпа обсуждается учеными и политиками-и в наше время. Переход к нэпу означал и смену внешнеполитического курса. В начале 1920-х гг. были предприняты усилия по прорыву экономической и дипломатической блокады Советского государства: подписание в 1921— 1922 гг. торговых соглашений с рядом ведущих стран; участие России в Генуэзской и Гаагской конференциях (1922). Направленность внешней политики менялась в связи с отказом от курса на немедленную мировую революцию и необходимостью перехода к мирному сосуществованию и экономическому сотрудничеству с другими государствами.

18. Образование СССР: причины и принципы создания Союза

Национальная политика имела большое значение для такой многонациональной страны, как Россия, где более половины населения составляли нерусские народы. Партия большевиков отстаивала право наций на самоопределение. Советское государство признало независимость Финляндии (декабрь 1917 г.) и Польши (август 1918 г.). На окраинах бывшей Российской империи были созданы суверенные республики под руководством местных коммунистов. В РСФСР существовали автономные области и республики. Провозглашенный разрыв с “имперским прошлым”, сотрудничество коммунистов всех республик с центральной властью, экономические трудности стимулировали процесс объединения в одно государство. Трудно вырабатывались принципы объединения, предлагались различные проекты (автономия, федерация, конфедерация). В. И. Ленин педверг критике сталинский проект “автономизации” за ущемление интересов народов, объединяемых в единое государство на правах автономий. За основу был принят проект Ленина о создании союзного федеративного государства. I съезд Советов СССР 30 декабря 1922 г. провозгласил создание нового государства (Декларация и Договор об образовании СССР), в состав которого вошли формально суверенные республики-государства — Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация из трех республик. Было создано правительство СССР, другие органы власти и управления. Конституция СССР 1924 г. закрепила создание федерации суверенных республик, формально имевших право на свободный выход из состава СССР. Провозглашено было полновластие Советов, хотя фактически власть все более сосредоточивалась в руках центрального партийно-государственного руководства. В 1920-е гг. в составе СССР были образованы новые советские республики. Принципы, заложенные в основе создания СССР, до сих пор порождают много проблем в отношениях между народами, входившими и его состав.

19. Оформление тоталитарной системы в СССР в 1920—1930-е гг.

Идеологические установки большевистского руководства, концентрация значительной части собственности в государственном секторе, жесткая централизация управления хозяйством, переход к однопартийной системе и все большее сосредоточение власти в руках партийно-государственной верхушки — все эти факторы привели к складыванию в стране тоталитарного режима. Внутри правящей партии длительное время велась борьба за власть, соревнование личных амбиций. Болезнь В. И. Ленина (1922—1924) и его смерть обострили эту борьбу. Последние работы Ленина содержали нелицеприятные характеристики его ближайших соратников, в том числе ставшего Генеральным секретарем партии И. В. Сталина, предложения по улучшению работы государственного и партийного аппарата, повышению культурного уровня населения, развитию кооперации и др. После смерти Ленина члены Политбюро Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, И. В. Сталин объединились в борьбе против Л. Д. Троцкого, постепенно вытесняя его сторонников с ключевых постов. После разгрома троцкистской оппозиции (1924) внутрипартийная борьба не закончилась (раскол названной “тройки”, “новая оппозиция” Каменева и Зиновьева, разгромленная XIV съездом партии в 1925 г.; “объединенная оппозиция” Зиновьева, Каменева, Троцкого, члены которой были исключены из партии на XV съезде в 1927 г.). Острые дискуссии разгорались при обсуждении теоретических и практических вопросов: о возможности построения социализма в одной стране, об истоках, темпах и сроках проведения индустриализации, о судьбах нэпа, борьбе с кулаками и нэпманами, о структуре и деятельности сталинского партийного аппарата. Партия разделилась на “полусырую массу” и профессиональный аппарат. Расчетливость в борьбе, опора на аппарат, доступная всем простота предлагаемых решений, схематизм делали Сталина единоличным лидером и в партии, и в стране. Последней попыткой открыто высказать отличную от сталинской точку зрения стал “правый уклон” в партии (1928—1929). Ранее поддерживавшие линию Сталина Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский и др. выступили против “чрезвычайных мер” в сельском хозяйстве, за сбалансированное развитие экономики. В 1929 г. лидеров “правых” исключили из состава Политбюро. В 1934 г., после убийства С. М. Кирова (1 декабря 1934 г.), началась открытая расправа с подлинными и мнимыми противниками Сталина (организация ряда политических процессов, основанных на сфабрикованных обвинениях, расстрел Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Каменева и многих других деятелей партии). В партии были силы, оказавшие сопротивление установлению режима личной власти Сталина (М. Н. Рютин, Ф. Ф. Раскольников, X. Г. Раковский и др.). Причины установления тоталитарного режима в стране, организации массовых репрессий широко обсуждаются учеными разных стран, публицистами, общественностью.

20. Проведение индустриализации в СССР: причины, методы, результаты

К середине 1920-х гг. проявились многие трудности в проведении нэпа (диспропорции в развитии отдельных отраслей хозяйства, заготовительные кризисы, ограниченность рынка, “ножницы” цен и др.). Выход руководство увидело сначала в усилении административных мер, а затем, усмотрев в нэпе угрозу для диктатуры пролетариата и однопартийной системы, — в решительном переходе к социалистическому строительству, к политике “большого скачка”. Задача индустриализации страны была унаследована с дореволюционных времен, в 1920—1930-е гг. она проводилась жесткими методами как социалистическая индустриализация. Вокруг перехода к индустриализации велась активная борьба в партии и государстве (решения XIV партийного съезда об ускоренном развитии тяжелой промышленности, о разработке пятилетнего плана; отстаивание рядом видных экономистов — Н. Д. Кондратьевым и др. — программы сбалансированного развития всех отраслей хозяйства, привлечения иностранного капитала, расширения внешней торговли и др.). За основу были приняты планы форсированного проведения индустриализации за счет сельского хозяйства и легкой промышленности. Одновременно предусматривались меры по вытеснению частного капитала, что означало свертывание нэпа. Индустриализация проводилась с огромным напряжением сил, при недостатке капиталовложений, за счет энтузиазма рядовых строителей, а также труда заключенных. Она изменила социальную структуру общества (возросла численность рабочего класса, технической интеллигенции), позволила ликвидировать безработицу. Результаты индустриализации: создание ряда новых отраслей промышленности, строительство многих крупных предприятий, дорог, каналов, электростанций и др. Начали разрабатываться пятилетние планы развития хозяйства (итоги первой и второй пятилеток). Индустриализация закрепила административно-командные методы управления экономикой. Индустриальный рывок был осуществлен ценой больших потерь, в частности за счет разорения деревни. Но к концу второй пятилетки СССР стал индустриальной державой, вышедшей по объему промышленного производства на второе место в мире. В исторической литературе существуют различные оценки проведенной в 1920—1930-е гг. форсированной индустриализации, оспариваются некоторые статистические данные по итогам пятилеток, говорится о преждевременности выводов о превращении СССР в индустриальную державу.

21. Коллективизация в СССР: причины, методы, темпы проведения, ход, итоги

Положение в сельском хозяйстве страны к середине 1920-х гг. стало тяжелым, противоречия нэпа породили много трудностей (низкие закупочные цены на продукты сельского хозяйства при высоких ценах на промышленные товары, сокращение посевных площадей, разорение многих бедняцких хозяйств, повышение цен яа продовольственные товары, недовольство городского населения и др.). Назревал серьезный политический кризис, угрожавший союзу рабочих и крестьян. Хлебный кризис 1927—1928 гг. грозил сорвать план индустриализации, продовольственное снабжение города. Был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства с одновременным наступлением на зажиточное крестьянство — кулачество. Предложения видных экономистов (Н. Д. Кондратьева, А. В. Чаянова и др.) о постепенном развитии различных типов кооперации не были приняты во внимание. Идеологическая основа наступления на зажиточных крестьян — лозунги Сталина об усилении классовой борьбы по мере развертывания строительства социализма. В статье Сталина “Год великого перелома” (1929) на основе выборочных статистических данных был сделан вывод о повороте к колхозам середняков и необходимости ускорить темпы коллективизации. Коллективизация проводилась жесткими методами: проведение массовой коллективизации крестьянских хозяйств в строго намеченные сроки, применение принудительных мер, обобществление почти всей крестьянской собственности, административный произвол, привлечение городских партийцев — “двадцатитысячников”, создание политотделов МТС и т. д. Все это вызывало недовольство крестьян. Массовые протесты крестьянства (письма-жалобы, открытые выступления и т. д.) достигли опасной черты. В статьях Сталина “Головокружение от успехов” и “Ответ товарищам колхозникам” (1930) местные органы власти\критиковались за ошибки и перегибы в колхозном движении. Темпы коллективизации были несколько снижены. Создание коллективных хозяйств сопровождалось борьбой с кулаками, ликвидацией кулачества как

класса, высылкой зажиточных крестьян (а часто и незажиточных) на поселение. В 1937 г. было объявлено о завершении коллективизации (объединено 93% крестьянских хозяйств). В результате коллективизации удалось увеличить количество товарного зерна. Правда, нередко в счет товарной продукции у колхозов изымалось зерно, шедшее на оплату труда колхозников (голод 1932 г. на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе). В сельском хозяйстве, как и в промышленности, утвердились административно-командные методы управления, централизация, уравниловка. Колхозный строй в определенной мере способствовал внедрению техники и передовых технологий в сельском хозяйстве, повышению производительности труда, более рациональному использованию земли. Сформировался класс-колхозного крестьянства. Но огосударствление колхозов, бюрократизм, бесхозяйственность, принудительный характер труда сводили на нет эти преимущества.

22. Политическая система сталинизма. Конституция 1936 г.

Сложившаяся в конце 1920—1930-х гг. политическая система сталинизма основывалась на огосударствлении средств производства, жесткой централизации, командно-административной системе управления, усилении идеологизации общества. В общественном сознании господствовали идеологические установки (усиление классовой борьбы), образы классового врага, “врагов народа”, “агентов мирового капитала” и т. д. Во “враги народа” попадали и действительные противники советской власти, и все подозреваемые в нелояльности к ней. Репрессии проводились среди различных социальных слоев (“шахтинское дело”, 1928 г.; процесс над “промпартией”, 1930 г.; процесс над “Союзным бюро меньшевиков”, 1931 г. и т. д.). Действовала широкая сеть внесудебных органов — “тройки” НКВД, Особое совещание при НКВД и др. В 1934 г. было создано Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (ГУЛАГ); использовался бесплатный труд заключенных. В 1930-е гг. был проведен ряд громких политических процессов; многие видные политические, военные, хозяйственные деятели были приговорены к расстрелу. В стране сложился партийно-государственный аппарат из новых руководителей, беспрекословно выполнявших волю центра. Установился культ личности Сталина. Эти процессы нашли отражение в новой Конституции СССР (VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов, 5 декабря 1936 г.). Советский Союз провозглашался социалистическим государством рабочих и крестьян (II республик). Коммунистическая партия объявлялась руководящим ядром общества. Политическая основа СССР — Советы депутатов трудящихся; экономическая — социалистическая собственность на средства производства (государственная и колхозно-кооперативная формы). Всем гражданам предоставлялись демократические права и свободы, прямое равное избирательное право. Разделение властей не предусматривалось. Практика проведения выборов, осуществления всех предоставленных Конституцией свобод и правсущественно отличалась от провозглашенных принципов. Сложившаяся в стране к середине 1930-х гг. политическая система не была демократической. Она представляла собой жесткую автократическую власть, тоталитарный режим.

23. Культура СССР в 1920—1930-е гг.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования — создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем — семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классорого характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в твауке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры — Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений — литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к-власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

24. Внешняя политика СССР в 1920—1930-е гг.

В 1920-е гг. страна должна была решать ряд важных внешнеполитических задач: добиться международного признания СССР и его включения в систему равноправных международных отношений; наладить торгово-экономические связи, в то же время не оставляя надежд на будущую мировую социалистическую революцию. Ведущие капиталистические страны постепенно меняли отношение к СССР, переходя от открытой враждебности к заинтересованности в установлении выгодных торговых отношений. в 1924—1925 гг. наступила полоса признания СССР (восстановление дипломатических отношений с 12 государствами). Тем самым был положен конец экономической блокаде. В 1933 г. СССР был официально признан США. Внешние торговые связи устанавливались и осуществлялись с трудом, со срывами и осложнениями. Идеологическое противостояние на международной арене не ослабевало. Приход в 1933 г. к власти в Германии национал-социалистов во главе с Гитлером, их агрессивная внешняя политика обусловили изменение внешнеполитического курса СССР (разработка планов создания системы коллективной безопасности; заключение многосторонних и двусторонних договоров со странами буржуазной демократии в целях изоляции Германии и Японии; принятие СССР в Лигу Наций в 1934 г.; деятельность Коминтерна приобрела антифашистский характер). В 1936 г. СССР поддержал республиканскую Испанию в ее борьбе с фашистским мятежом Ф. Франке. Западные державы, проводя политику “умиротворения” агрессора, в сентябре 1938 г. вступили в Мюнхенский сговор (согласие Англии и Франции на передачу Германии Судетской области Чехословакии). Возрастало напряжение и на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД 1928 г.; столкновение с японскими войсками у озера Хасан в 1938 г.; отпор нападению Японии на союзницу СССР Монголию у реки Халхин-Гол в 1939 г.). Несмотря на стремление избежать серьезных военных столкновений, к концу 1930-х гг. Становится ясно, что локальные вооруженные конфликты с неизбежностью ведут к большой войне. В этих условиях СССР стоял перед выбором внешнеполитических приоритетов.

25. Социально-политическое и экономическое развитие СССР к концу 1930-х гг.

К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях ревозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета.

Предыдущий:

Следующий: