мхк 8 класс

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

УРОК 2

Первые художники земли. (пар. 1)

Культура первобытной эпохи – одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны. Заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся в древних настенных росписях, созданных более 2,5 млн лет тому назад.

I. Периодизация.

Археологи датируют историю первобытного общества исходя из возраста древних находок, первые из которых были созданы 2,5 млн лет назад. Наука выделяет следующие этапы истории первобытного общества:

Палеолит (древний каменный век). Его хронологические границы — приблизительно от 2 млн. лет назад до X тыс. лет до н. э. однако некоторые ученые полагают, что история человечества исчисляется гораздо меньшим сроком.

Мезолит (средний каменный век) — приблизительно с X тыс. до н. э. до VI тыс.до н. э.

Неолит (новый каменный век) — с VI-V тыс. до н.э. до IV—III тыс. до н.э..

Бронзовый век— с IIIтыс.дон.э. до I тыс. до н. э.

Железный век — с I тыс. до н. э. и на стоящее время.

II. Пути исследования первобытной культуры.

О художественной культуре человечества на самых ранних стадиях ее становления и развития слишком мало достоверных данных. Существуют два пути изучения первобытной культуры.

-Первый путь – историко-археологический, то есть изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда и быта, оружия, украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков, скульптурных изображений либо их фрагментов, обнаруживаемых на огромных пространствах Евразии, Африки в пещерах и захоронениях.

-Второй путь — этнографически-сопостовительный: перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития (в основном в Австралии и Океании), накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предков современного цивилизованного человека.

Тем не менее наши знания о жизненном укладе. Духовной культуре. Художественном творчестве людей 40-50-тысячелетней давности в значительной степени гипотетичны.

III. Структура первобытной культуры.

Несомненно, духовная культура первобытного человека была синкретичной, то есть представляла собой изначальное единство того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы культуры: религию, философию, мораль, искусство, политику. Этот синкретизм, нерасчлененность духовной жизни человек вплоть до появления древнейших, явственно иллюстрируется наскальными рисунками – петроглифами, найденными в разных регионах: в пещерах Пиренеев, на юге нынешней Франции, в Западной Сибири и Центральной Африке. Почти все рисунки и изображения животных (бизонов, оленей, косуль) очень точные и детализированные. А вот изображения человека, появившегося позднее, предельно схематичны. При этом изображения животных испещрены ударами заостренных предметов – видимо, наконечниками каменных дротиков и стрел, в то время как рядом с рисунком – гладкая скала.

Эти изображения носили в первую очередь магический смысл. Ведь если мужчины племени совершат магический обряд, поразив изображения, то, согласно примитивной магии, удачной будет и охота на живого бизона. Так, в одном коллективном действе неразрывно сочетаются художественное (рисование или живопись натуральными, из минералов, красками), спортивно-состязательное (попадание в мишень) и, главное, религиозное (в виде «уподобительной» магии) начала.

Магия не может обходиться без заклинаний, ритуальных телодвижений, коллективных возгласов и мольбы: об удачной охоте, избавлении от болезней, диких зверей, другой напасти, мольбы, порученной отдельному лицу, обычно старшему, обладавшему лучшим знанием ритуальных формул. Если судить по шаманским культам палеоазиатских народов (Средняя Азия), эскимосов (американское Заполярье), папуасов (Новая Гвинея), аборигенов Австралии, никакое священнодействие, будь то просьба о дожде или хорошей охоте, обряд погребения, свадьба, инициация (посвящение подростков во взрослые члены племени) – ничто не обходится без ритуальной пляски, песнопений. Игры на простейших музыкальных инструментах (чаще всего – ударных). Музыкально-поэтически-театральное искусство изначально было неотъемлемой составляющей синкретической культуры первобытного общества в двух формах:

-ритуально-магических формул.

-бытовых попевок и обрядов (колыбельных, погребальных, трудовых, охотничьих, свадебных и.т.п.), сохранившихся в фольклоре всех народов. При этом само искусство, даже было синкретичным и не делилось на роды, виды, жанры.

IV. Культура палеолитической эпохи.

Первобытный человек производил орудия из разных материалов: дерево, рог, кость, камень. Вполне естественно, что сохранились каменные орудия труда, поэтому первый, самый длительный период древней истории был назван палеолитом, то есть каменным веком. В свою очередь, палеолит (свыше 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н.э.) делится на три части: нижний (или ранний), средний и поздний (или верхний). С верхним палеолитом и связано возникновение искусства.

Средний палеолит (40-35 тыс. лет до н. э.):

искусственное добывание огня;

составные орудия;

собирательство и охота.

Верхний палеолит (35-10 тыс. лет до н. э.):

создание основ ткацкого производства (плетение),

создание осветительных устройств — плошек с жиром и фитилем,

- появление средств передвижения по воде (связки тростника и камыша),

- строительство первых лодок

В эпохе верхнего палеолита ученые выделяют несколько этапов.

Все этапы получили свое название по месту находки стоянок первобытного человека, соответствующих данным этапам. Эпоха Мадлен подарила миру грандиозные росписи и наскальную живопись, изображающую главным образом животных, а вот человек в эпоху палеолита представлен крайне небольшим по сравнению с животными количеством изображений.

Основным занятием верхнепалеолитического человека была коллективная охота на крупного зверя (мамонта, северного оленя, пещерного медведя и.т.п.). Его добыча обеспечивала общество пропитанием, строительным материалом. Именно на охоте были сконцентрированы усилия старейшего человеческого коллектива, представляющие собой не только конкретные физические действия, но и их эмоциональное переживание. Опасная и напряженная охота не заканчивалась непосредственной победой над зверем, а продолжалась еще некоторое время, исходя из общих законов физиологии эмоций, связанных с определенным психологическим стоянием человека, вызванным так называемым «избыточными эмоциями». Возбуждение охотников, возникшее и развившееся в процессе охоты, достигая в момент уничтожения зверя, не обрывалось в ту же секунду, а длилось далее, вызывая целый комплекс новых действий, представлявших собой «натуральную пантомиму», и стал тем явлением, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности.

«Натуральная пантомима» включала в себя следующие элементы, разыгрываемые вокруг звериной туши:

-пластическое действо (телодвижения, жестикуляция)

-мимика, воспроизводившую чувство страха, боли, радости, окрашенную ритмозвуковыми элементами (возгласы, удары в ладоши и по собственному телу, топанье ногами, удары предметами друг о друга).

Наиболее характерные образцы последнего периода позднего палеолита связаны с пещерными росписями: пещеры Альтамира (Испания), Ляско, Ньо, Фон-де-Гом (Франция) и др.

Совершенно уникальна пещера Ляско, открытая в 1940 г., когда история исследования палеолитического наскального искусства длилась уже более полувека (первые пещерные росписи были обнаружены в 1864 г. известным французским палеонтологом Ф.Гарригу). Пещера Ляско, называемая «доисторической Сикстинской капеллой», находится недалеко от небольшого городка Монтиньяка в Дордони, классическом районе палеолитического искусства центральной Европы (Франция). Возраст росписей составляет от 9 до 17 тыс.лет.

Пещерный комплекс состоит из нескольких «залов». Главный зал – зал Быков, где красной, черной и желтый красками нарисованы гигантские быки, лошади и олени.

Пещера Альтамира наряду с Ляско – самое величественное достижение палеолитического искусства. Но стилистически эти сокровища древнейшей живописи резко отличаются. Для изображений Ляско типичен плоскостно-живописный стиль, в то время как наиболее примечательную особенность изображения бизонов в пещере Альтамирасостовляет исключительное мастерство точной и жестокой моделировки.

Верхнепалеолитическое изобразительное искусство не исчерпывается монументальной пещерной росписью. Существовало и так называемое мобильное искусство. В основном это скулъптурки малого размера (от 2 до 20 см). Они появляются в эпоху Ориньяк. К нему относятся небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки. Изображения женщин (размер статуэток от 6 до 12 см) встречаются повсюду, где обнаружены жилища человека позднего палеолита. Археологи назвали их «палеолитическими Венерами», подчеркивая тем самым характерное выделение половых признаков, имеющих значимость натуралистически-условного воплощения образа женщины-матери, прародительницы.

Большинство статуэток обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки едва намечены, черт лица нет совсем (то есть наблюдается полное невнимание к портретной характеристике). Зато подчеркнуто преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием, рождением и вскармливанием ребенка, то есть новых поколений людей. Такая трактовка женских фигур объясняется магическим значением статуэток: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки находили в особых ямках-кладовках заботливо укрытыми и защищенными костями убитых на охоте животных.

Однако образ женщины представлен в искусстве палеолита не только такими утрированными безликими фигурками. Среди обнаруженных в нашей стране (на реке Ангаре, Восточная Сибирь) двадцати женских статуэток есть фигурки узкие, стройные; у некоторых изображений имеются глаза, рот, волосы, меховой капюшон на голове.

Музыкальное искусство.

Фактическим подтверждением развития музыки в эпоху позднего палеолита является древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Он был обнаружен при раскопках стоянки на Украине. Исследование позволило сделать вывод, что найденные кости предназначались только для воспроизведения музыкальных ударных шумовых или ритмических звуков. А при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии, Словакии и Венгрии были обнаружены музыкальные инструменты типа флейт и свирелей.

Итак, в художественной культуре самого древнего этапа человеческой истории ведущей темой изобразительного искусства был зверь, хотя и женский образ занимал определенное место в творчестве древнего человека. Вершиной в развитии палеолитической художественной формы стала эпоха Мадлен, утверждавшая своими произведениями полный жизни реалистический образ животного.

V. Культура мезолита.

В период мезолита, когда на земном шаре после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы; наблюдаются первые опыты возделывания земли. Все это привело к тому, что человек постепенно осел на одном месте (а не кочевал с места на место в поисках пищи) и стал его обживать.

Проследим, какие изменения происходят в следующий период первобытной культуры:

- усовершенствование техники обработки камня;

создание керамических изделий;

изобретение прядения и ткацкого производства;

утверждение скотоводства и земледелия;

выделение скотоводческих племен (первое разделение труда).

Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее событие в истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и выращивание злаков создавали устойчивость в обеспечении людей пищей, служили основой их благосостояния. Ведя оседлый образ жизни, люди строили теперь прочные дома, глинобитные или каркасные, стены которых окрашивались и даже расписывались.

Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении орудий труда (каменных) человек стал применять распиливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда, как серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши.

Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват — человек становился врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал место патриархату. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология.

Для эпохи мезолита характерны следующие изменения первобытного общества: жизнь заметно динамизируется, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться обширные пространства, пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной.

Изменения происходят и в изобразительном искусстве: здесь появляются многофигурные сцены охоты и сражений. Это красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии.

Композиция «Сражающиеся лучники» — одна из самых ярких мезолитических композиций (Испания). Содержание изображения связано с человеком. Само сражение воспроизведено с помощью восьми человеческих фигурок. Последние являются вариантами единого иконографического мотива: человек в стремительном движении изображен несколькими зигзагообразными плотными линиями, слегка разбухающими в верхней части «линейного» туловища, и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении иконографически единых восьми фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

VI. Культура неолита.

Эпоху неолита (ок. VIII-III тыс. до н.э.) иногда называют «неолитической революцией» — настолько существенны изменения в жизни первобытного общества. Самым значительным был переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству, которые предполагают более оседлый образ жизни.

В эпоху неолита человек научился обжигать глину, то есть впервые сам создал материал, которого не было в природе (до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой; изготовление и обжиг глиняных изделий — событие огромной важности в развитии человечества). Итак, человек научился обжигать глину, превращая ее в водонепроницаемое вещество. Изготовление керамических изделий имело такое значение и распространение в неолите, что эту эпоху иногда называют еще керамическим веком.

Широкое развитие получили украшение и роспись глиняной посуды, а также создание мелкой пластики.

Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями. Орнамент составлялся из геометрических элементов, из линий, полос, спиралей, знаков, имеющих начертание свастик и крестов, из стилизованных фигурок животных и человека.

Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. Свастика, например, в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта (древнеиндийское толкование свастики — символ солнца, знак щедрости и света).

В самом создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и одновременно вырабатывалось чувство ритма, симметрии.

Среди мелкой пластики продолжают встречаться статуэтки женщин, связанные, как и прежде, с культом плодородия. По сравнению с «палеолитическими Венерами» они весьма условны, схематичны. В то же время многие скульптурки неолита раскрывают отчетливое, сознательное стремление человека к красоте.

Следующий этап в развитии человечества, следующая ступень эволюции — использование человеком металла. Первые металлы, которыми начинает пользоваться человек, — медь, золото и серебро. (потому что эти металлы человек в чистом виде находил в земле.)

Следующим металлом которым овладевает человек – бронза. Этого металла нет в природе (бронза — это сплав меди и олова). Это второй материал (после обожженной глины), который человек научился изготовлять сам.

Какими же достижениями материальной культуры интересна эпоха энеолита?

Эпоха энеолита:

использование меди для изготовления орудий труда, оружия, украшений;

отделение ремесла от земледелия (второе разделение труда);

зарождение частной собственности; усиление имущественного неравенства.

С того момента, как человек научился выплавлять металлы, заканчивается каменный век. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний. Поэтому произошло второе разделение труда — ремесло отделилось от земледелия. Из металла стали изготовлять боевые секиры, топоры, кинжалы, наконечники копий (поскольку усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, месторождениями металлов, необходимо стало иметь крепкое оружие).

Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство.

Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной силы. После смерти над его гробницей возводили курган, куда помещали огромное количество разнообразных вещей — посуду, металлические украшения (застежки, пояса; пряжки, браслеты, кольца, обручи и т. д.).

Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка, гравировка. С помощью этих техник многие металлические изделия покрывались различными узорами и изображениями.

Эпоха бронзы и эпоха железа — это уже период возникновения цивилизаций.

Изобразительное искусство неолитической эпохи обогащается новым видом творчества: расписной керамикой. К наиболее ранним образцам относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из соляных знаков, обозначающих солнце или луну.

Трипольксая керамика (село Триполье, Украина) знаменует собой следующий этап развития, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображении волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные (олени, косули, быки, козы, собаки, птицы) – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос.

Занятие земледелием способствовало расширению кругозора неолитического человека. Под пристальным вниманием первобытного земледельца оказалась природа. Наивная вера в родство с животными и растениями уступает место более сложному представлению о существовании сверхъестественных невидимых сил. (о духах солнца, луны, дождя, растений и.т.п.), которые могут быть тронуты призывами к состраданию. Духи (а позже боги) посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека.

Духи постепенно трансформировались в богов, которые, приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми.

УРОК 3. (пар. 2)

Художественная культура Междуречья.

I. Возникновение государств. (Периодизация).

История Передней Азии – это своеобразная мозаика, состоящая из множества раннерабовладельческих государств, которые были расположены в междуречье Тигра и Евфрата. Царства возникали в плодородной речной долине. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др.

1. В XXII в. до н.э. над другими царствами Передней Азии стремительно возвысились города Аккада.

Около 2334 г. до н.э. царем Аккада становится Саргон Древний, основатель династии, которая правила страной в течение 150 лет. Саргону Древнему впервые удалось объединить всю Месопотамию.

2. В XIX в. до н.э. возвышается город Вавилон, достигший наибольшего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В результате умелой дипломатии, а также удачных военных действий Хаммурапи создает обширное Старовавилонское царство, вобравшее в себя большую часть Месопотамии. Главным памятником времени становится Свод Законов, которые были высечены на черном базальтовом столбе.

3. С XIV в. до н.э. началось формирование Ассирийского государства. История ассирийской державы изобилует разными периодами упадка и возвышения. Последнее, наиболее мощное, равно как и наиболее краткое, приходится на VII в. до н.э. Именно тогда Ассирия подчиняет себе почти всю Переднюю Азию, становясь одной из великих империй древнего Ближнего Востока. Кризис государства наступил в правление последнего ассирийского царя – Ашшурбанапала (669-630 гг. до н.э.), жестокого завоевателя и создателя древнейшей библиотеки с фондом в 25 тыс. клинописных табличек. Войска Ашшурбанапала были разгромлены вавилонским царевичем Навуходоносором, будущим царем Нововавилонского государства (605-562 гг. до н.э.). Это государство в 539 г. до н.э. вошло в состав Ахеменидской державы персов. В свою очередь, Ахеменидский Иран с его могучими царями Киром, Камбизом, Дарием после двухсотлетнего господства над землями Древнего Востока пал перед Александром Македонским в 330 г. до н.э.

II. Религия.

Религиозные представления переднеазиатских народов связаны с обожествлением природы. До конца III тыс. до н.э. не было единого пантеона богов, хотя имелось несколько общих божеств.

Ан (Ану – акк.) – бог неба, отец Энлиля;

Энлиль (Элиль – акк.) – владыка воздуха и земли, сын Ану;

Энки (Эйя – акк.) – владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб;

Нанна (Син – акк.) – бог луны. Сын Энлиля;

Инанна (Иштар – акк.) – богиня войны, распри, любви, дочь Нанны.

Уту (Шамаш – акк.) – бог солнца, сын Нанна;

Нингирсу (Нинурта – акк.) – бог войны;

Эрешкигаль – богиня подземного мира мертвых.

В месопотамской культуре была разработана определенная картина мира, анализ которой способствует пониманию этой цивилизации. Символ, дающий ключ к расшифровке изображения на многоплановой и многогранной картине мира, — человек. Центрами культурной жизни древних государств Междуречья были города. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им через царя — свое земное подобие.

Если народ одного города завоевывал другие города, то божества покоренных считались подчиненными божеству завоевателей. А разрушение сто храма считалось равносильно политическому уничтожению города. Например, образование ассирийской державы в IX в. до п. э., претендовавшей на объединение древневосточного мира в рамках единой деспотии, привело к тому, что ассирийский город Ашшур превратился в главный политический и культурный центр. А его бог-покровитель Ашшур был провозглашен верховным богом, «отцом всех богов».

Фигура правителя города или государства занимала важное место в картине мира Месопотамии. Лишь царь в качестве верховного жреца миг непосредственно общаться е богами. Его жизнь была связала незримыми узами с судьбой страны, благополучие которой зависело от его личных качеств, Цapь был исполнителем воли богов, которые передавали в его руки священные законы, выраженные в таких понятиях, как мудрость, справедливость, доброта, победа, героизм и др. Его долг — устанавливать на земле порядок и вершить правосудие. Символом законодательной системы, функционировавшей в древних обществах Междуречья, являлся кодекс законов царя Хаммурапи согласно которому каждый человек имел определенные обязанности и права в соответствии с положением, занимаемым им на иерархической лестнице. В основе месопотамской цивилизации лежит идея служения высшей силе богам, провозглашенная шумерами и воспринятая другими народами. К мифах подчеркивается, что люди были созданы в качестве служителей, богов, поэтому целыi.x жизни — трудиться для богов, обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, приносить богам свои жертвы. Между земным миром людей и небесным миром богов связь неразрывна: все события на земле — отражение происходящего па небесах. На небе находятся «скрижали судеб» и «книги повелений богов и жизни людей». Мысль о бессилии человека перед могуществом богов пронизывает многие памятники литературы и искусства,

III. Клинопись.

Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Расшифровка клинописи началась в самом начале XIX в., когда немецкий учитель классических языков Георг Фридрих Гротенфенд определил несколько клинописных знаков. Знакомый с историей великих персидских царей, он предположил, что многократно повторяющаяся группа знаков связана с характерным выражением «царь царей великих царь».

В 1837 г. английский офицер Генри Роулсон, находясь на временной службе в персидской армии, скопировал трехъязычную клинописную надпись, высеченную на отвесном склоне Бехистунской скалы. Через 12 лет надпись прочитана, а в 1862 г. профессор восточных языков Фридрих Шпигель опубликовал эпохальный труд: «Древнеперсидские клинописные надписи. Основной текст, перевод, грамматика и глоссарий».

IV. Ассиро-вавилонская литература.

Для литературы древнего характерна одна очень важная особенность: сюжет дай заранее, он лишь разрабатывается автором. Как правило, сюжет связан с культом и известными мифами. Ассиро-вавилонская литература почти полностью заимствована из шумерских литературных сюжетов, изменены лишь имела главных героев и богов шумерского пантеона на вавилонские и ассирийские имена.

«Сказание о Гильгамеше» («О все видевшем») – произведение глубокого филосовского смысла. . Гильгамеш – реальная историческая личность – пятый правитель 5-й династии города Урука, обожествленный после своей смерти. Как герой поэмы он озабочен поисками бессмертия для себя и других людей. В финале поэмы формируется мысль о бренности человеческого существования, неотвратимости смерти и в то же время о посмертной славе человека, совершившего на земле славные дела, которые будут жить в памяти потомков. В эпосе о Гильгамеше содержится одна из древнейших версий рассказа о Всемирном потопе, известном впоследствии по библейской книге Бытия.

Одной из главных этических проблем в вавилонской литературе была проблема незаслуженных страданий и неизбежной смерти человека. Эта проблема раскрывается во многих литературных произведениях, и прежде всего в знаменитой героической поэме «Сказание о Гильгамеше», которая существует в нескольких версиях: в шумерской (III тыс. до н.э.), дошедшей до нас только в отдельных разрозненных фрагментах, аккадской (конец III тыс. до н.э.) и вавилонской (II тыс. до н.э.). Наиболее полным оно сохранилось в поздней аккадской переработке и было обнаружено в библиотеке царя Ашшурбанапала в городе Ниневии.

Эпос о Гильгамеше – крупнейшее произведение ассиро-вавилонской (аккадской) литературы. Устные рассказы о герое складывались, по всей видимости, в XXIII-XXII вв. до н.э., а первые сохранившиеся записи аккадской поэмы относятся к XIX-XVIII вв. до н.э. По данным исследователей, полный текст эпоса о Гильгамеше состоит из трех тысяч стихов и до сих пор в окончательном варианте еще не восстановлен. Существующие версии сохранились в отрывках, дополняющих друг друга, что дает возможность рассматривать данное произведение как единое целое, несмотря на все его лакуны.

«Сказание о Гильгамеше» — («О все видавшем») – произведение глубокого философского смысла. В конце II тыс. до н.э. в Вавилонии было создано еще одно произведение философского содержания под названием «Да прославлю я владыку мудрости». Фабула поэмы о невинном страдальце в дальнейшем получила свое развитие в таких произведениях, как «Вавилонская теодицея» (XI в.до н.э.) и «Раб, повинуйся мне» (X в.до н.э.), повествующим о тщетности всех человеческих деяний. Позднее похожие идеи нашли дальнейшее развитие в библейской «Книге Иова» о муже непорочном и богобоязненном, которого тем не менее постигают бесконечные удары судьбы.

Одним из крупнейших достижением вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах начиная со II тыс. до н.э. в течение многих веков писцы собирали тексты. Крупнейшую из известных нам библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н.э.) в своем дворце в Ниневии. Археологи обнаружили в библиотеке Ашшурбанапала около 25 тыс. глиняных табличек и фрагментов табличек.

Кроме произведений полу религиозного характера в вавилонской литературе значительное место занимали произведения культовые, в которых повествуется о жизни богов, сотворении мира и т.д. К таким памятникам относится космогонический эпос «Когда вверху…- («Энума элит…»), в котором наиболее обстоятельно изложена история возвышения главного вавилонского бога Морду ка (II тыс. до п. о.).

Упадок ассиро-вавилонской литературы на аккадском языке, который произошел в I тыс. до н. э., ученые-исследователи связывают с тем, что в Передней Азии аккадский язык стал уступать место арамейскому в качестве языка международного общения. Но от арамейской литературы сохранилось лишь очень немного произведений, К VII в. до н. э. восходит самое знаменитое ассирийское произведение «Повесть об Акихаре», премудром писце и советнике ассирийских парей, Текст этой повести был очень популярен на Востоке и даже в Европе, Этот текст еще в древности (а также в Средние века) переводился на греческий, сирийский, арабский и другие языки.

V. Культовые сооружения.

В ходе развития храмовых сооружений Шумера и Аккада к концу III тыс. до н.э. сложился своеобразный тип культового здания – зиккурат. Самая характерная черта зиккуратов – их многоярусность. Шумерские зиккураты состояли из трех ступеней (платформ в соответствии с божественной триадой (Ану-Энлиль-Энки). Представление о шумерской храмовой архитектуре можно составить на примере знаменитого зиккурата, посвященного богу луны Нанне (Сина), который был открыт английскими и американскими археологами в городе Уре. Это трехступенчатая башня с храмиком («жилищем бога») на верхней террасе. Боковые плоскости платформ имели небольшой наклон и были расчленены лопатками. До наших дней сохранилась нижняя платформа весьма внушительных размеров – 65/43 м, высотой около 20 м, причем ученые предполагают, что первоначальная высота зиккурата была 60 м.

Подняться к «жилищу бога» можно было по лестнице. К нижней террасе вели три лестницы: две параллельных и одна перпендикулярная. Последняя продолжалась в лестничных маршах, ведущих па вторую и третью террасу. Видимо, такой длительный подъем к вершине зиккурата предполагал определенный эмоциональный аффект, связанный с идеей бесконечного пути в небо.

Окраска платформ была также символична: нижняя платформа черного цвета – подземное царство, средняя из обожженного кирпича – обозначала земную жизнь, верхняя платформа белого и красного цвета – небо. Завершался этот красочный триптих синим цветом (глазурованный кирпич стен храмика).

При царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н.э.) в разных городах государства развертывается грандиозное оборонительное, ирригационное и храмовое строительство. С середине VII в. до н.э. Вавилон (семитское название Баб-Или – «врата Бога») превращается в единый городской архитектурный ансамбль.

Внешний вид Вавилона хорошо известен благодаря археологическим раскопкам немецких археологов под руководством Роберта Кольдевея. Вавилон был характерным образцом городского центра того времени: административного, ремесленного и культурного. У юго-западного угла главного двора рядом с храмом бога Мардука возвышался самый знаменитый в древности зиккурат Этеменаки («Дом основания небес и земли»). Это грандиозное сооружение – так называемая Вавилонская башня – в конце VI в. до н.э. было разрушено персидским царем Ксерксом. Общая высота строения составляла 90 м.

Дворцовая архитектура была не менее величественной. Города ассирийской державы представляли собой крепости с мощными стенами и оборонительными башнями, окруженными рвом. Стены и башни являлись основным архитектурным мотивом, объединяющим в единое целое крепостные, дворцовые и храмовые сооружения. Монументальные дворцовые комплексы (дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукане, дворец Ашшурбанапала в Ниневии) возводились на искусственной платформе из сырцового кирпича, облицованного каменными блоками.

Вавилон во время правления царя Навуходоносора II был целостным по планировке и стилю городским архитектурным ансамблем. Он включал в себя главные магистрали (процессионные дороги), четыре комплекса оборонительных зубчатых стен с башнями-контрфорсами, рвом и восемью укрепленными воротами-бастионами, главную процессионную дорогу с воротами богини Иштар, центральный храм владыки Вавилона Мардука на священном участке, семиступенчатый зиккурат Этаменаки. А также дворцы Навуходоновора II – «Северный» и «Южный», к которому примыкали знаменитые висячие сады Семирамиды, расположенные на сводах обожженного кирпича. Наиболее знамениты ворота богини Иштар высотой 12 м, напоминавшие по форме триумфальную арку. Они были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений львов, священных драконов и быков.

VI. Скульптура Древних шумерцев.

Для скульптуры шумерского периода характерны небольшие фигурки из разных пород камня. Они изображали адорантов (молящихся). Их ставили в храмах для того, чтобы постоянно умолять богов о ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были сделаны. Для фигурок-адорантов характерны фронтальность поз со сжатыми у груди руками (жест «моления»), застывшая улыбка и широко открытые глаза. При обобщенной трактовке тела использованы декоративные элементы (прорезанные пряди мохнатых шерстяных одежд, прически, борода, полихромии инкрустированные глаза и брови).

В аккадский период в скульптуре усиливается конкретная и даже портретная передача образа человека. Портрет царя Саргона Древнего (медь) отличается сочетанием монументальности, декоративности и индивидуальности.

Одна на интереснейших страниц и переднеазиатской пластике ассирийские рельефы. Дворцовые помещения, высокие, узкие и длинные, были украшены множеством рельефных композиций. Их содержание неразрывно связано с важнейшими событиями царской жизни. Военные действия, охота, приемы данников с подношениями, культовые церемонии в виде предстояния царя перед гениями-охранителями государства — все складывалось в единую последовательность композиций, размещенных в нижней части стены на алебастровых плитах, облицовывающих ее сырцово-кирпичную основу. Изобразительный ряд сочетался с клинописными надписями, повествовавшими о тех же событиях, а все вместе восхваляло царя, его власть, его деяния. Мощная фигура царя-победителя трактовалась в обобщенном плане с акцентом на могучее телосложение фигуры с идеализированным лицом ассирийского типа. Невысокий раскрашенный рельеф характеризуется четкостью контуров, резкой обозначенностью силуэтов, тонкой моделировкой объемов.

Одним ив лучших образцов ассирийских рельефов является «Большая львинаяохота» из дворца в Ашшурбанапала в Ниневии, насыщенная динамикой и драматизмом, сконцентрированными в многочисленных фигурах раненых, умирающих и убитых львов.

I вариант.

1. Периодизация и пути исследования первобытной культуры.

2. Культура мезолита.

3. Кто и когда нашел ключ к Египетским иероглифам?

4. Назовите три самых выдающихся архитектурных сооружений периода Древнего царства.

5. Что такое пиктография?

II вариант.

1. Структура первобытной культуры. Культура палеолитической эпохи.

2. Культура неолита.

3. Кем и когда была открыта гробница Тутанхамона?

4. Назовите три самых выдающихся архитектурных сооружений периода Древнего царства.

5. Что такое идеография?

УРОК 4-5. (пар. 3-4)

Архитектура страны фараонов.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

I. Страна Кемет.

Среди древневосточных государств выделяется одно, просуществовавшее, сравнительно мало изменяясь, более трех тысяч летт и создавшее замечательную культуру. Эго Древний Египет.

Почти пять тысяч лет назад в долине Нила возникли одно из первых государств в истории человечества. Смертоносные пески подступают к долине, в пору засухи солнце сжигает деревья и травы, и только Нил дает жизнь природе. Ежегодно от ливней и таяния снегов на торных вершинах, где берут свое начало истоки Нила, река разливается и, отступая, оставляет на полях плодородный ил. В течение многих тысячелетии Нил создал гигантский оазис, который стал колыбелью древнеегипетской цивилизации.

Систематическое изучение Египта начинается с XIX в. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны. Несмотря на то что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 г., благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания – произведения религиозной литературы, летописи. Поучения, сказки и повести.

Сами египтяне называли свою страну Кемет – «Черная земля», подчеркивая плодородие ее почвы, в противоположность «Красной земле», то есть пустыне. Слово «Египет» («Айгюптос») греческого происхождения, представляло собой название древней столицы Мемфиса. Геродот называл Египет «Даром Нила», ибо эта река стала основой страны.

В самом начале египетской истории было два государства:

-Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила)

-Нижний Египет (на севере, в дельте)

Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Египта Менес (Мина), подчинивший Нижний Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов).

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпоху

-Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.).

-Среднего царства (XXI-XVIII вв.до н.э.).

-Нового царства (XVI-XI вв.до н.э.).

II. Религия Древнего Египта.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложения египетского пантеона богов и заупокойный культ. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и.т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, лягушки, крокодила и.т.п.). Звери и птицы превратились в «души» богов, при храмах которых они и жили. Животные считались священными, им оказывались почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр культа – город Гелиополь. В Древнем царстве (в XXVI-XXV вв. до.н.э.) Ра становится главным богом Пантеона, и его культ приобретает общеегипетский характер. Но великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. Центр культа – город Фивы. Изображался Амон в виде человека с головой баран в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога – Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV (XV в. до н.э.): он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ – всемогущего солнечного диска Атона. Фараон меняет свое имя на Эхнатон, что означает «Угодный Атону», и строит новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»), а спустя четверть века жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков «законных» фараонов.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства. Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшем начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его, после этого Гор воскресил Осириса. Дав ему поглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых, стал Гор.

История Осириса есть ни что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающим и оживающем зерне, брошенным в землю (из этого зерна вырос потом целый сонм умирающих и воскресающих богов в разных религиях). А Гор, возвращающий Осириса к жизни, — это животворный солнечный свет.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богини Исиды и его Воскресение. Это было нечто вроде христианской пасхальной службы. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе фараона.

Египтяне верили, что загробный мир – это продолжение земной жизни, поэтому все, чем пользовался человек на земле, может понадобиться ему и в царстве мертвых. Вера в загробное существование требовало сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как «тайное искусство бальзамировщиков». Когда умирал вельможа, жрец или знатный чиновник, его бальзамировали. Осыпали драгоценностями. На грудь ему клали священный амулет – фигурка жука-скаробея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться.

В подземном царстве его встречал бог-шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают тексты египетской «Книге мертвых» на длинных свитках папируса. Эти свитки содержат магические заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

По древнеегипетским представлениям со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие части его существа – имя «Рен», душа «Ба», вылетающая из тела в виде птицы с головой человека, и таинственный двойник человека «Ка», который может погибнуть от голода или жажды, может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитить магическими заклинаниями. Нужно, чтобы «Ка» всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, при чем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка узнает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остается не расшифрованным. Преходящие переживания египтян не интересовали: ведь изображался человек, освобожденный от времени, идущий в вечность. По крайней мере, и Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными.

Но мало было сохранить тело – нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Множество небольших статуэток – так называемых «Ушебти» — заменяли покойному слуг.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие. Ведущие художники – зодчие. Скульпторы и живописцы (особенно зодчие) – были высокопоставленными лицами, их имена были известны и окружены почетом. Зодчий Хемуин, руководивший строительством пирамиды Хеопса, был племянником этого царя.

III. Зодчество.

- Древнее царство. Пирамиды.

Сооружения в эпоху Древнего царства усыпальниц пирамид было ярким свидетельством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу фараона, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

1. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссеры в Саккара (XVIII в.до н.э. – зодчий Имхотеп).

2. Классическим образцом пирамид являются пирамиды фараонов Хеопса, 3. Хефрена и 4. Микерена (греческий вариант их имен), расположенные в местечке Гизе, неподалеку от нынешнего Каира (XVII в.до н.э.). Самая грандиозная – пирамида Хеопса: ее высота -146,6 м, длина стороны основания – 233 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Отточенная форма пирамид, основанная на пропорциях «золотого сечения», была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому как египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне.

Характерной особенностью пирамиды как архитектурного сооружения было соотношений массы и пространства: погребальная камера, в которой находился саркофаг с мумией, была очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, причем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон.

Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского Сфинкса, которого египтяне называли «отцом страха». Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы, его длина – 57 м, а высота – 20 м. лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном. Огромный Сфинкс Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта. Считалось воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок – клафт с уреем – символы царской власти в виде изображения приподнявшейся кобры. Однако Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

Среднее царство. Начало Храмостроительства.

В эпоху Среднего царства появляется новый тип заупокойного храма. Первое новшество – изменение местности: храмы сооружаются не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе – усложнение композиции заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный (колонный) зал (первый находился на нижней террасе) и помещения, вырубленные в скале. Яркий пример такого зодчества – храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахри на западном берегу Нила, остатки его сохранились до наших дней.

Храмы нового царства. Долина царей.

От заупокойного комплекса Ментухотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов, которой был заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона

1. Хапшетсут (нач.XV в. до н.э.). Он возведен в той же долине с храмом Ментухотепа. Хатшепсут воздавались все пободавшие фараонам мужские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Но и на осирийских статуях ясно видно: Хатшепсут – женщина, с лицом молодым и привлекательным. Святилище было вырублено в скале. Зодчим был приближенный царицы Сенмут. Его потаенная гробница находилась здесь же, под первой террасой храма.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельсами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. Но самое главное новшество – захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь поступать со всеми фараонами).

2. Идея развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону — Ра (XVI-XV вв.до н.э.) От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски – «иглы фараона» (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия). Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не смогли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне – видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй.

3. И завершает основную линию архитектуры культовых памятников древнего Египта так называемый Рамессеум: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигшая 17 м в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: