открытый урок по литературе 12 февраля 2014г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41

Урок литературного чтения с элементом Перволого

по теме

Современные сказки о животных.

А. Курляндский «Ну, погоди!»

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №41

Жигун Светланы Ивановны

г.Калининград

2014 год

Пояснительная записка

Урок литературного чтения во 2 классе образовательной системы «Школа 2100». Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк…».

Дата урока : 7 февраля 2014 г.

Тема урока: Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!» (III четверть)

Объект деятельности: мультфильм в Перволого.

Урок был представлен в рамках … семинара «Особенности учебного процесса в современном информационном образовательном пространстве».

Проблемно – диалогический урок с элементами интеграции (литература – Перволого), на котором учащиеся в ходе дискуссий, объяснений, рассуждений, доказательств ищут ответ на главный вопрос (проблему) урока: Заяц и Волк – друзья или враги? Кроме этого в урок входит работа над занимательным, логическим материалом – любимые мультфильмы детей. Учащиеся знакомятся с краткой биографией автора – Александра Курляндского. Работа с текстом до чтения строится по принципу антиципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

На уроке формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД и личностные результаты в рамках ФГОС.

Тема урока: Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Продолжать работу над развитием читательской деятельности, выразительности, осознанности и беглости чтения.

Задачи урока:- учить находить главную мысль текста, характеризовать поступки героев; осознавать авторское отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;- развивать умение самостоятельно мыслить, развивать речь, умение выделять главное, делать выводы ; отвечать на вопросы по тексту;- воспитывать положительное отношение к героям сказки, к профессиям людей, создающих литературные произведения и мультфильмы.Формирование УУД:1. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. 2. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий, своей деятельности. 3. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, задавать вопросы по существу, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе. Использовать в общении правила вежливости.4. Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интерес к предмету «Литературное чтение».

Форма организации обучения: коллективно-групповая.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности:

Частично-поисковый

По источнику изложения учебного материала:

Словесные (беседа, работа с учебником)

Наглядные ( иллюстрации, портреты, карточки, презентация)

Практические ( создание мультфильма )

Средства обучения:

Печатные ( учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал).

Электронные образовательные ресурсы ( презентация)

Аудиовизуальные ( мультфильм)

Наглядные плоскостные ( иллюстрации, портрет автора)

ТСО ( компьютер, интерактивная доска, проектор)

Ход урока.

Организационный момент

………….

Всё ли здесь у вас в порядке :

Книжки, ручки и тетрадки?

Вани, Даши, Миши, Вовы

Вы урок начать готовы?

Постановка цели и задач урока ( проблемный вопрос)

1.Чтение темы урока, где в основе лежит поговорка о дружбе « Друг познаётся в беде»

( слайд 1)

- Почему так назван наш урок? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?

- Сформулируйте цель нашего урока ( слайд 2)

- Чего нам не хватает, чтобы достичь цели?

2. Работа в группах: «Составь план» (Приложение)

На подгруппу детей раздаются бланки, где пункты плана составлены в любом порядке.

Ученики восстанавливают пункты по порядку, исключая пункт, не относящийся к уроку: съесть пирожное. (слайд 3)

Что мы сейчас делали? Какое умение формировали? (показывают кружок оранжевого цвета).

Актуализация знаний

1.Беседа: Вы все смотрели мультфильм « Ну, погоди!». Какими запомнились вам главные герои? Можно ли их назвать друзьями? Каким представлен волк – добрым или злым? Заяц?

2. Работа с учебником на странице 82-85:

- Прочитайте название произведения. Какие у вас возникли предположения? О чем пойдет речь в тексте?

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Назовите главных героев, их занятие и настроение. Можно ли сказать, кто они сейчас — друзья или враги?

- Как вы думаете, какой жанр этого произведения? Почему? ( животные разговаривают и т.д.

- Какая это сказка (по автору).

- Какую сказку мы называем литературной?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Кто автор? Что мы о нём знаем?

- Кто же как не герои произведения знают об авторе.

2. Ученик (заяц) рассказывает интересные сведения из биографии автора (слайд 4,5)

- Курляндский Александр Ефимович — популярный детский писатель, сценарист и создатель первого отечественного анимационного сериала «Ну, погоди!» родился 1 июля 1938 года в Москве.

- Рос в семье инженеров.

- Папа был весельчак и балагур, а мама отличалась красотой такого качества, что прохожие оборачивались ей вслед.

- Писать начал Курляндский ещё со школьной скамьи, где принимал участие в создании рукописного журнала.

- Отличается известный писатель и своей склонностью к здоровому образу жизни.

-У него первый разряд по шахматам и по футболу.

- Будучи в преклонном возрасте состоявшийся сценарист не забывает про утреннюю зарядку

- С другом создал мультфильмы «Ну,погоди!», «Великолепный Гоша», «Возвращение блудного попугая» и др.( слайд 6)

- Все персонажи являются животными, что доказывает любовь к братьям нашим меньшим.

3. Чтение текста хорошо читающими учениками.

V. Первичная проверка понимания

1. Вопросы после чтения:

- Так кто же Заяц и Волк – друзья или враги? Почему? Докажите.

– Почему Волк и Зайчик вместе смотрели телевизор? Что значит – как друзья?

– Чему удивляется Зайчик? Покажите мимикой удивление.

– А как к купанию Моржа относится Волк? (Усмехается.)

- Что решил сделать волк?

– Где был Волк, а где оказался? Возможно ли такое в жизни? (Был перед телевизором, оказался на телеэкране.)

- Какими стилями плавал Волк? Покажите. ( И вольным стилем, и баттерфляем, и кролем…)

Физкультминутка ( ученики заяц и волк проводят олимпийскую физкультминутку)

- Какие превращения показывают, что мы работаем над сказкой? (Сосновые шишки превратились в ананасы, березовые почки – в бананы.)

- Почему волк не видел крокодилов? (Закрыл блаженно глаза. Плыл на спине.)

– Как Зайчик помог Волку и предупредил об опасности?

- Так могут поступать друзья или враги?

– Каким образом можно спилить дерево крокодилом? (На спине у крокодила есть выросты, напоминающие зубья пилы.)

– Почему дрожит Зайчик? (Переживает за Волка.)

– Как Зайчик спас Волка?

- Почему похолодало на улице?

- А от чего дрожит Волк? (От холода)

– Понял ли Волк, что его спас от крокодилов Заяц?

— Чем заканчивается сказка?

- Что мы делали? Какое умение формировали? ( показывают синий кружок)

2.Когда мы читали, какими представляли себе героев? Давайте посмотрим, как изобразили зайца и волка мультипликаторы. Просмотр фрагмента мультфильма, аналогичного данному тексту.

VI. Первичное закрепление

1. Работа в парах: « Сравни» ( Приложение)

Ученики находят сходства и отличия сказки от мультфильма.

- Какое умение формировали? ( показывают кружок зелёного цвета)

2.Ответы на вопросы.

- Сможем мы сейчас сказать, почему так назывался наш урок? Заяц и Волк – друзья или враги? Докажите, что Заяц и Волк – друзья. (Волк дарит Зайцу цветы и шарики, поет серенады, играет на гитаре и приглашает на танец.) (слайд 7)

– Какая это сказка? (Весёлая, современная).

– Было ли вам жаль Волка? Почему он попадает во все эти передряги?

- Как поступает Заяц, когда Волку грозит беда? О чем это говорит?

3. Работа в Перволого.

- Хотелось бы вам стать автором своего мультфильма? И придумать свою добрую историю?

VII. Рефлексия.

Дети определяют свою успешность с помощью разноцветных кружков.

Предыдущий:

Следующий: