план 9 класс 13-14гг

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 13»

Рабочая программа

по литературе в 9 классе

Автор программы: Наталья Петровна Русакова

г.Чайковский, 2013

Учитель: Наталья Петровна Русакова

Рабочая программа по литературе

Для 9 класса МОУ ООШ № 13, (16 страниц)

Одобрено: Утверждаю:

Руководитель _____ ____________________ Директор МОУ ООШ № 13___________Л.Ю.Васильева

Зам. директора по ___ __________

Рецензент: ______________________________

Рабочая программа по литературе для 9-х классов на 2010-2011 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы», авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2006, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Место предмета:

На обучение литературе в 9-х классах в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 105 часов (3 часа в неделю).

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

уметь:

определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

определять авторскую позицию писателя;

создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» — одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения — слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программой является сочинение на литературную тему.

Перечень обязательных практических работ:

сочинений – 6 (из них 3 классных и 3 домашних);

изложений – 1;

рефератов – 1;

контрольных тестов – 1.

Литература, включающая и учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:

Программа «Литература. 5 – 11 классы» / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2006;

Базовый учебник «Литература. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях под ред. Беленького Г.И. — Москва: Мнемозина, 2009;

Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе.

9 класс. Универсальное издание» Авторы И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова; Москва, «ВАКО», 2008.

Тематическое планирование.

Изучаемая тема, количество часов

Тема урока

Оборудование

Практическая часть

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

6

Введение (1 ч.)

1.

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.

Прочитать с.1-6 учебника. (Часть 1).

I. Литература Древней Руси (5 ч.)

2.

Общая характеристика древнерусской литературы. (Урок-лекция).

1.Выучить основные положения лекции.

2.Прочитать статью учебника, с. 7-10. (Часть 1).

3. Перечитать «Слово о полку Игореве». (С.4-15 часть 2).

3.

Для чтения и изучения.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.

Иллюстрации к «Слову…» разных художников.

1.Прочитать материалы учебника на с.10-14. (Часть 1).

2.Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

4.

Для чтения и изучения.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве». (Построение «Слова…», связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого прославляет и осуждает автор?)

Иллюстрации к «Слову…» разных художников.

Прочитать материалы учебника на с. 14-24.

5.

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению «Чем интересно «Слово…» современному читателю?» или «Образ Русской земли на страницах «Слова…»»

1.Закончить работу над сочинением.

2. Перечитать «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

6.

Внеклассное чтение.

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

II. Литература XVIII века (13 ч.)

7.

Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. (Урок-лекция).

Классицизм

1.Выучит основные положения лекции.

2.Прочитать статью учебника «Классицизм», с.34-38. (Часть 1).

3.Инд.задание: подготовить сообщение о М.В.Ломоносове.

8.

М.В.Ломоносов – учёный, реформатор русского языка, поэт.

Портрет М.В.Ломоносова

1.Прочитать материалы учебника на с. 39-44. (Часть 1).

2.Перечитать оды Ломоносова, с. 16-29. (Часть 2).

9.

Ода «На день восшествия…» — типичное произведение в духе классицизма.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вишнякова

1. Выучить наизусть отрывок из оды 1747 года.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о Г.Р.Державине.

10.

Г.Р.Державин – крупнейший поэт XVIII века. Новая эра русской поэзии (поворот поэзии к реальной жизни).

Портрет Г.Р.Державина

1. Прочитать статью учебника, с.59-62. (Часть 1).

2.Прочитать произведения Г.Р.Державина, с. 67-72. (Часть 2).

11.

Для чтения и бесед.

Стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Выучить наизусть стихотворение «Памятник».

12.

Развитие речи.

Работа над рефератом по творчеству М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

1.Выполнить реферат.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И.Фонвизине.

13.

Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед.

«Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.

Портрет Д.И.Фонвизина

1.Перечитать комедию «Недоросль».

2.Мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)?» (по плану характеристики литературного героя).

14.

Образы положительных героев пьесы. Образование и воспитание в комедии.

Подготовиться к анализу эпизода.

15-16.

Развитие речи. Классное сочинение-анализ эпизода.

Работа с текстом, анализ

1.Закончить работу над сочинением.

2.Инд. задание: подготовить сообщение об А.Н.Радищеве.

17.

Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Портрет А.Н.Радищева

Перечитать избранные главы, с. 30-49. (Часть 2).

18.

Для чтения и бесед.

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Портрет Н.М.Карамзина

1.Изучить материалы учебника, с. 71-72. (Часть 1).

2.Перечитать повесть «Бедная Лиза», с. 50-64. (Часть 2).

3.Инд. задание: подготовить сообщение о Н.М.Карамзине.

19.

Н.М.Карамзин – писатель и историк.

Портрет Н.М.Карамзина

III. Литература первой половины XIX века (47 ч.)

20.

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. (Урок-лекция)

1.Выучить основные положения лекции.

2.Изучить материалы учебника, с. 76-84. (Часть 1).

3.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский и Пушкин».

4.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский – переводчик».

21.

Романтическая лирика В.А.Жуковского.

Портрет В.А.Жуковского

1.Составить датированный план жизни и творчества В.А.Жуковского.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Н.Батюшкове.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: