речь анфиса окончательный вариант d

Здравствуйте, уважаемая комиссия, ….

Позвольте представить вашему вниманию дипломный проект на тему

«Социальная активизация историко — культурной среды с разработкой интерактивного Центра детского творчества в г. Одессе».

Одесса обладают неповторимым архитектурно — художественным обликом. Но время вносит в этот облик разные изменения.

В Законе Украины «Об охране культурного наследия» № 1805-III от 08.06.2000

перечислены разнообразные подходы к проектной деятельности в историко- культурной среде: реконструкция, модернизация, реновация, гармонизация, ревитализация, консервация, музеефикация, приспособление, реабилитация, ремонт, реставрация и пр.

Социальная активизация подразумевает приспособление историко-архитектурного наследия в культурных целях, смену функций отдельных сооружений с целью преемственного развития исторической среды;

Все исследования в этой области для Одессы являются актуальными.

Актуальность данной работы обусловлена так же задачей, поставленной перед проектировщиками директором самой титулованной школы в мире – «Костанди» Токаревым Валерием Филипповичем.

Школа, имеющая почти 70- летнюю историю, давшая старт огромному количеству известных художников и архитекторов (почти 500). Обладатель более 300 Гран-при Международных конкурсов, лидер в области эстетического воспитания с контингентом — 200 человек в общеобразовательной и 400 – в художественной школе, находится в стеснённых условиях.

Не может в полном объёме выполнять возложенные на неё функции: арт- фестивали, конкурсы, международные пленэры, практики, встречи с представителями дипломатических структур, телепроекты, мастерклассы, выставочную, методическую и научную работу.

Существовали проекты расширения возможностей школы за счёт включения в неё здания хоровой школы, добавления этажей и пристроек.

Однако, этот путь не решает проблему.

Поэтому нами рассмотрен весь квартал в пределах улиц Новосельского, Л.Толстого, Кузнечной и Лютеранского переулка, который граничит с Кирхой консерваторией, музыкальным училищем, библиотекой, институтом связи и другими культурно- просветительскими заведениями.

Был проведен предпроектный анализ, который позволил сделать выводы и выявить путь развития исторического квартала.

Анализ поэтапного формирования градостроительной структуры исследуемого фрагмента среды и прилегающих к ней территорий выявил, что формирование данной части города началось в первой половине 19 века.(рис.//)

На территории квартала находятся сооружения, имеющие историко – культурные корни . Это- Лютеранская церковь святого Павла. (Кирха), Одесская школа хорового искусства (бывшая 4-я мужская гимназия), Детская художественная школа №1 им. К.К. Костанди ( бывший женский лицей), которые формируют особую эмоциональную и духовную значимость для дальнейшего формирования современной исторической среды.

Квартал имеет традиционную для исторического центра периметральную застройку с внутриквартальными пространствами, которые заняты застройкой, не имеющей ценности, т.е. в перспективе свободны.

Анализ ценности и сохранности застройки показал,

, что 30% памятников архитектуры и исторических памятников имеют высокую степень ценности, 40% — среднюю и остальные являются рядовой застройкой низкой степени ценности. Многие объекты находятся в ветхом состоянии.

Схема композиционного анализа показала, что

Главной визуальной осью рассматриваемого фрагмента исторического квартала является ул. Новосельского, на которой расположена главная вертикальная доминанта — Лютеранская церковь святого Павла (Кирха). На данной оси расположен небольшой акцент арт-объект, посвященный Стиву Джобсу.

Целостность застройки главной оси, её силуэт и масштабность разрушает здание общежития Одесской государственной академии технического регулирования и качества.

Это требует поиска решений для подчиненья данного объема масштабности и пропорциям исторического квартала.

Второстепенными визуальными осями являются Лютеранский переулок и улица Кузнечная.

Пересечение ул. Новосельского и Лютеранского пер. – это основной коммуникационный распределительный узел, на котором пересекаются основные транспортные и пешеходные потоки, а так же является главной точкой визуального раскрытия на проектируемый участок, (рис.)

Под коммуникационно-распределительным узлом подразумевается пространство с большим потоком разновозрастного контингента людей, данном случае рассматриваются жители спального района, студенты, иностранцы и школьники.

Если рассматривать возможную панораму на Лютеранскую церковь, то объем, стоящий между ней и проектируемым центром, закрывает видимость, что не позволяет визуально объединить два пространства: пространство проектируемого интерактивного центра детского творчества и культурно-сакральное пространство.

Вторым коммуникационным распределительным узлом является пересечение Лютеранского переулка и улицы Кузнечной, так как здесь находится точка пересечения студенческих маршрутов в разные вузы , что потенциально обеспечивает посещаемость центра молодёжью.

Схема анализа этажности застройки

Позволяет проанализировать современное состояние силуэта улиц, и диктует проектное решение .

Силуэт Лютеранского переулка выдержан масштабом и пропорциями исторического квартала.

Что касается улицы Кузнечной, то здесь сформировалась не благоприятная композиция силуэта зданий:

- Между жилым зданием и бывшим доходным домом находится одноэтажная застройка, не несущая никакой ценности и имеющая ветхое состояние, образует пустое пространство, что разрушает целостность силуэта улицы;

- Два многоэтажных объема: Одесский Государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации и здание общежития, задавили небольшие постройки конца 19 века своим масштабом, который никак не вписывается в окружающую историческую застройку.

Внутренние дворовые пространства на сегодняшнее время находится в плохом состоянии: хаотично пристроенные балконы выступают и уменьшают площадь дворов, нагромождение гаражами и хозяйственными постройками.

В связи с этим внутренние дворы стали местом для «складирования» и «загромождения», что значительно не соответствует их предназначению – приятного время провождения на открытом воздухе, созерцания, игровых занятий, одним словом – перестали быть рекреационными пространствами.

На территории школы «Костанди» находится исторически значимое дерево – каштан, которому около 100 лет, и является акцентом в формировании внутреннего пространства двора.

Пешеходно-транспортный анализ

Основной транзитной дорогой, обслуживающей разрабатываемый участок, является улица Новосельского, по которой проходят основные транспортные потоки общественного и частного транспорта. кроме того, на данной оси располагается остановки общественного транспорта, что обеспечивает легкий доступ к центру.

Данное положение влияет на обоснование расположения главного входа на территорию проектируемого центра,

Второстепенными дорогами являются пер. Лютеранский и ул. Новосельского.

Относительно ул. Новосельского здесь менее загруженные дороги, и опираясь на это факт, обслуживание и загрузку проектируемого центра следует ориентировать на ул. Кузнечную, чтобы не затруднять городское транспортное движение.

Пешеходный доступ осуществляется со всех сторон, но основные потоки людей сосредоточены на северо-западной стороне квартала, так как в этой части располагается скопление высших учебных заведений.

Функциональный анализ

Территория исследуемого фрагмента исторического квартала располагается в центре города и ее окружают такие общественные функции как:

-образовательная (высшие учебные заведения и школы);

- предприятия торговли (продуктовые магазины, и др.);

- общественное питание (кафе, ресторанчики, кафе быстрого питания);

- обслуживание (ремонтные, мастерские, др.);

- предприятия оздоровительного и спортивного характера (фитнес залы, зал фехтования, салоны красоты и др.)

На самом участке размещается следующие функции:

- культурно-образовательная (Одесская школа хорового искусства, Детская художественная школа);

- жилая (жилые здания и жилые здания с административными помещениями на первых уровнях);

- хозяйственная ( хозяйственные сооружения ветхого состояния)

На фрагменте исторической части города присутствуют так же религиозно-культовое сооружение, административное сооружение, здания высших учебных заведений, общежития для студентов близлежащих вузов и сооружения хозяйственного обслуживания, наличие которых частично загромождает внутренние пространства квартала.

Основной задачей дипломного проекта являлось сохранить историко- культурную основу среды и внедрить в неё новые функции и эмоциональную составляющею, ориентируясь на:

- сложившуюся композиционную структуру;

- сформировавшуюся транспортно-пешеходную связь;

- функциональное наполнение исторического квартала;

- мировой опыт проектирования в исторических кварталах;

- принципы внедрения современной застройки в историческую среду,

- современные приемы социальной активизации исторической среды,

- потребности современных жителей;

- современные технологии ландшафтного дизайна в организации внутренних пространств;

- выдержать взаимосвязь внутренних и внешних пространств;

- соединение функциональных зон;

- взаимосвязь «прошлого и современности».

Проектное предложение по всему кварталу ограниченному ул. Новосельского, Лютеранским пер., ул. Кузнечной и Льва Толстого

В рамках дипломного проекта рассматривается лишь фрагмент квартала под проектирование интерактивного центра детского творчества, таким образом, остальная часть была рассмотрена лишь на уровне организации внутриквартальных пространств и периметральной застройки, выходящей на визуальные оси и формирующие силуэт квартала в целом.

Был выявлен основной недостаток – ветхая хозяйственная застройка, загромождающая внутриквартальное пространство. Проектом предлагается разделить жилую зону для работников центра детского творчества и зону высшего учебного заведения с общежитиями, организацией межквартального эвакуационно-транзитного проезда и расположить частично вдоль него линию хозяйственных одноэтажных сооружений. А на освободившейся территории организовать коммуникационные внутриквартальные пространства, взяв за основу такую форму социальной активизации среды как гармонизация рекреационной среды с помощью ландшафтного дизайна.

Проектное предложение по организации силуэта квартала

Проектом предлагается повысить этажность здания по адресу ул. Новосельского,78 на два уровня, чтоб зрительно уменьшить перепад высот с 9-ти этажным зданием общежития , которое разрушает целостность силуэта улицы. Для того, чтобы соподчинить масштабу и пропорциям окружающей застройке: четыре уровня общежития предлагается перепрофилировать под торговый центр для обслуживания жителей прилегающих кварталов и посетителей проектируемого центра.

Предлагается организовать входную зону на территорию интерактивного центра детского творчества, разместив на месте старого забора легкую конструкцию, напоминающую колоннаду, которая повторяет масштаб входной зоны здания Кирхи и нового торгового центра (решена в стилистике присущей застройке, чтобы не разрушить целостность улицы).

Так же проектом предлагается визуально объединить два пространства: пространство проектируемого интерактивного центра детского творчества и культурно-духовное пространство. Для реализации этого предлагается частично уменьшить объем общежития для лучшего раскрытия, как на проектируемый участок, так и на Лютеранскую церковь, что увеличит интерактивную взаимосвязь. А на месте образующего пространства организовать рекреационную зону, что визуально выдвинет главную вертикальную доминанту на первый план и подчеркнет ее значимость.

Силуэт Лютеранского переулка проектом предлагается изменить лишь повышение этажности на один уровень в здании проектируемой школы и в танцевальном корпусе на углу с ул. Кузнечной, выдерживая масштаб и пропорции исторического квартала. Данные изменения значительных изменений в сложившийся силуэт не принесет, что соответствует основным проектным требования.

Для воссоздания целостности улицы Кузнечной проектом предлагается визуально соединить два жилых здания, объединенных между собой конструктивно, связующим коммуникационным объемом. Который в свою очередь является контрастным исторической застройке, но в то же время подчинен масштабу и этажности окружающей застройке.

Проектное предложение по формированию функциональной структуры интерактивного центра детского творчества

В основе проектных решений легла дизайн- идея «Интерактивные арт- дворики».

На формирование функциональной структуры повлияла уже сформировавшаяся функциональная основа квартала и возможная смена эмоциональных впечатлений.

Влияние:

- зона культурной и духовной жизни влияет на формирование музыкальной и общеобразовательной зоны

- зона науки и образования влияет на формирование зоны активного досуга, в данном случае – танцевальная

- музыкальная зона влияет на формирование музыкально, выставочного и театрального пространства

Проектное предложение по пешеходно-транспортной схеме интерактивного центра детского творчества

Территория Центра закрыта для автотранспорта. Подъезд для обслуживания театрального блока осуществляется со стороны ул. Новосельского по эвакуационно-транзитной оси с разворотной площадкой.

Обслуживание и загрузка кафе осуществляется со стороны ул. Кузнечной, так же данный подъезд предусматривает медицинское обслуживание при возникновении необходимой ситуации.

Основные входы на территорию

Вопросы :

1.Интерактивный ( чем отличается от других)

Интеракция- взаимодействие

—В его структуре предусмотрена диалоговая сущность ( диалог человека с искусством, архитектурой, природой, художественным образом), который осуществляется через контактные зоны двориков.

, обмен культурными ценностями с имеющимися в районе культурными заведениями.

Возможно использование интерактивного дизайнерского и предметного наполнения ( цифровое)

2. Куда девается функция жилья

- На территории большая часть жилья или используется недобросовестными собственниками, которые разрушают историческое наследие, или сдаются внаём студентам.

Повышение этажности, перепрофилирование в ведомственное жильё сохранит статус культурно- просветительского центра и не заденет интересы добросовестных собственников.

3.почему не предствавлены интерьеры, не упоминаются возрастные потребности и способы их решения,

Не показано экспозиционное оборудование.

—-мы сконцентрировали внимание на диалогово-к оммуникационной функции,

4. объём дипломного проектирования не позволяет подробно отобразить все проектные задачи,

Мы осознаём необходимость в …

Эта проблема ждёт своего исследователя.

5. программы Мансарды Одессы

— Мы знакомы с программой, но образ центра сформирован в соответствии с существующей традицией квартала, исторической основй.

Предыдущий:

Следующий: