русский 9 класс

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место в учебном плане, основное содержание; систему оценки результатов , требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методическое обеспечение

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Цели обучения

Обеспечение реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку.

Задачи:

Воспитывать гражданственность и патриотизм , сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любвовь к русскому языку;

совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки , обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоить знаниия о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формировать умениия опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общая характеристика учебного предмета

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Место в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе –68 часов.

Содержание программы учебного курса

Международное значение русского языка. (1 час)

Функции русского языка в современном мире: основное средство общения в национальном коллективе, государственный язык РФ, язык межнационального общения народов России и стран СНГ, один из мировых языков. Роль русского языка в международном общении. Культура межнационального общения.

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры, менталитета русского народа. Взаимообогащение языков мира как результат взаимодействия национальных культур. Позитивные и негативные изменения в современном русском языке.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-функции русского языка в современном мире;

-роль русского языка в международном общении;

-связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Уметь:

-определять роль родного языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-разъяснять значения слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять;

-выявлять и анализировать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного, народного творчества, художественных и исторических текстах.

Повторение пройденного в 5-8 классах ( 6 час)

Фонетика, словообразование, лексика. Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. Звуки и буквы, характеристика звуков русского языка. Корневые и служебные морфемы. Способы образования слов. Лексические группы слов. Крылатые выражения как устойчивые сочетания слов афористического характера.

Грамматика: морфология и синтаксис. Самостоятельные и служебные части речи в русском языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетания и предложения разных видов. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложений.

Трудные случаи орфографии. Разделы орфографии. Единообразие морфем как основной принцип написания в русском языке. Правописание корней с чередованием. Правописание и произношение некоторых глаголов совершенного и несовершенного вида. Правописание -нн- и -н- в суффиксах разных частей речи. Правописание не с разными частями речи.

Простое осложненное предложение и его признаки. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: дополнениями, определениями, приложениями, обстоятельствами и уточняющими конструкциями. Правила определения обособленности определений и приложений.

Предложения с обращениями и вводными словами. Знаки препинания в предложениях с распространенными и нераспространенными обращениями и вводными конструкциями. Правила распознавания вводных слов и омонимичных им членов предложения.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-основные единицы языка;

-признаки простого осложненного предложения;

-правила постановки знаков препинания в осложненных предложениях.

Уметь:

-распознавать и характеризовать основные единицы языка;

-выполнять фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический анализ слов, морфологический, синтаксический и пунктуационный разбор;

-находить крылатые выражения в тексте, определять их функцию и источник;

-распознавать в тексте самостоятельные и служебные части речи, синтаксические конструкции изученных типов;

-распознавать осложненные предложения в тексте, объяснять постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Текстоведение 7 часов

Союзное сложное предложение ( 1 час ) Основное содержание раздела «Синтаксис». Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Понятие о синтаксической синонимии.

Классификация сложных предложений: союзные (сочинительные, подчинительные) и бессоюзные предложения. Различение и пунктуационное оформление союзных и бессоюзных сложных предложений.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-характеристику сложного предложения.

Уметь:

-различать простые и сложные предложения;

-определять сочинительную и подчинительную связь между частями сложного предложения;

-различать разные виды сложных предложений;

-выполнять сравнительный анализ грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей сложных союзных и бессоюзных предложений.

Сложносочиненное предложение ( 8 час )

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Пунктуация сложносочиненного предложения (простые и сложные случаи). Случаи отсутствия знака препинания между частями сложного предложения (общий второстепенный член). Правила постановки тире.

Виды сложносочиненных предложений. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения: соединительные, противительные, разделительные отношения. Использование соответствующих сочинительных союзов как способов выражения смысловых отношений. Выражение присоединительных отношений с помощью сочинительных союзов.

Сложносочиненные предложения в тексте. Выразительно-изобразительная роль сложносочиненных предложений в художественном тексте. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений (с причастными оборотами, предложения с прямой речью и т.д.). Нормы построения и употребления сложносочиненных предложений.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-признаки сложносочиненного предложения;

-правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;

-смысловые особенности соединительных, противительных и разделительных отношений.

Уметь:

-распознавать сложносочиненные предложения в тексте, составлять схемы таких предложений;

-выполнять синтаксический разбор сложносочиненного предложения;

-объяснять пунктограммы, выполнять пунктуационный разбор сложносочиненного предложения;

-анализировать грамматико-интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

-наблюдать за использованием сложносочиненных предложений в художественном тексте.

Сложноподчиненное предложение ( 15 часа +3 )

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Пунктуация сложноподчиненного предложения. Способы распознавания подчинительных союзов и союзных слов как средства связи сложноподчиненного предложения. Указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда, сколько, настолько и др. в главной части сложноподчиненного предложения. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Виды сложноподчиненных предложений по значению и строению: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (обзор). Группы подчинительных союзов. Вертикальные и горизонтальные схемы сложноподчиненного предложения. Особенности сложноподчиненных предложений с придаточным присоединительным.

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Смысловые и грамматические особенности придаточного определительного (главное слово, вопрос, место в предложении). Грамматические функции союзных слов который, какой, чей. Местоименно-определительные придаточные.

Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным. Смысловые и грамматические особенности придаточного изъяснительного (главное слово, вопрос, место в предложении). Союзы и союзные слова в придаточном изъяснительном. Правила постановки союза ли в сложноподчиненных предложениях. Особенности передачи и оформления на письме косвенной речи.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточным места и времени. Смысловые и грамматические особенности придаточного места (главное слово, вопрос, место в предложении, средства связи). Смысловые и грамматические особенности придаточного места (главное слово, вопрос, место в предложении, средства связи).

Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения. Способы выражения значения сравнения в русском языке. Смысловые и грамматические особенности придаточного сравнения (главное слово, вопрос, место в предложении, средства связи). Нормы построения предложений с прилагательным (наречием) в сравнительной степени и словами другой, иной, иначе и т.п., предложения с двойным союзом чем… тем. Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как (повторение).

Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени. Смысловые и грамматические особенности придаточного образа действия, меры и степени (главное слово, вопрос, место в предложении, средства связи). Указательные слова в главном предложении. Оттенок сравнения в придаточных образа действия и степени.

Сложноподчиненные предложения с придаточным цели. Смысловые и грамматические особенности придаточного цели (вопрос, место в предложении, средства связи). Использование придаточных цели в текстах делового и художественного стиля речи. Союз чтобы в придаточных разных видов (цели, образа действия и изъяснительных).

Сложноподчиненные предложения с придаточным условия и уступки. Смысловые и грамматические особенности придаточного условия (вопрос, место в предложении, средства связи). Способы выражения сказуемого в главной части сложноподчиненных предложений с придаточным условия. Смысловые и грамматические особенности придаточного уступки (вопрос, место в предложении, средства связи). Придаточные уступительные в этикетных формулах речи.

Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия. Смысловые и грамматические особенности придаточного причины и следствия (вопрос, место в предложении, средства связи), их тесная взаимосвязь. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т.п.).

Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов. Виды сложноподчиненных предложений по значению и строению: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (обобщение). Способы правильного определения типа придаточного. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике.

Сложноподчиненные предложения в тексте. Функции употребления сложноподчиненных предложений в текстах разных функциональных разновидностей языка. Типичные ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Сложные предложения с двумя и несколькими придаточными. Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное), последовательное подчинение частей, сочетание соподчинения и последовательного подчинения.

Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложениях при сочетании союзов что + если, что + когда, так что + хотя и т.д. при последовательном подчинении придаточных.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-признаки сложноподчиненного предложения;

-виды сложноподчиненных предложений;

-смысловые и грамматические особенности сложноподчиненных предложений разных видов;

-группы придаточных обстоятельственных;

-виды подчинительной связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

-правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Уметь:

-распознавать сложноподчиненные предложения в тексте, определять место придаточного предложения по отношению к главному;

-распознавать союзы и союзные слова в случаях грамматической омонимии, определять синтаксическую роль союзного слова;

-распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов (в том числе с присоединительными), правильно определять вид придаточного путем установления смысловых отношений между главным и зависимым предложениями;

-составлять горизонтальные и вертикальные схемы сложноподчиненных предложений;

-выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения;

-различать виды придаточных с союзом чтобы;

-наблюдать за использованием сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей;

-строить схемы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, выполнять синтаксический разбор.

Бессоюзные сложные предложения (7 час+2)

Понятие о бессоюзном сложном предложении, грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонационные особенности бессоюзного сложного предложения.

Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: со значением перечисления (одновременности или последовательности), со значением причины, пояснения или дополнения, со значением времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий. Синтаксические и интонационные особенности каждого вида. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Условия постановки двоеточия в предложениях со значением причины, пояснения, дополнения.

Тире в бессоюзном сложном предложении. Условия постановки тире в предложениях со значением времени, условия; следствия, сравнения; резкого противопоставления или неожиданного присоединения, быстрой смены событий.

Бессоюзное сложное предложение в тексте. Употребление бессоюзных предложений в пословицах, крылатых, выражениях, афоризмах, в текстах разных стилей и типов речи. Использование бессоюзных сложных предложений в разговорной речи. Интонация как средство выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Нормы построения и употребления бессоюзных сложных предложений, типичные ошибки. Синонимия сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-признаки бессоюзного сложного предложения;

-виды бессоюзных сложных предложений;

-правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Уметь:

-наблюдать за интонационным и пунктуационным выражением смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;

-распознавать и моделировать бессоюзные сложные предложения, составлять схемы таких предложений;

-выполнять интонационно-смысловой и синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений;

-анализировать функции употребления бессоюзных сложных предложений в крылатых выражения, афоризмах, пословицах, а также в текстах разных стилей и типов речи.

Сложные предложения с различными видами связи (4 час +1)

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности таких предложений. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительная и подчинительная, подчинительная и бессоюзная, сочинительная и бессоюзная, сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи. План синтаксического разбора таких предложений. Языковой анализ текста.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи в тексте. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Синтаксические и пунктуационные нормы построения сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи в тексте. Типичные грамматические ошибки.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи;

-правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Уметь:

-определять основные разновидности предложений с разными видами синтаксической связи, строить их схемы;

-выполнять синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;

-наблюдать за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи.

Синтаксические конструкции с чужой речью. 6:часов

Общие сведения о языке 5 час+ 2)

Роль языка в жизни общества. Русский язык как развивающееся явление.

Русский литературный язык. Стили русского литературного языка. Общеупотребительные слова и слова, характерные для определённого стиля.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать:

-роль русского языка в жизни общества;

- пути развития языка;

- значение русского литературного языка в жизни общества;

- стили русского литературного языка и их признаки.

Уметь:

-различать стили речи;

- определять, в каком стиле речи можно употребить то или иное слово.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

Русский литературный язык

3 часа

Повторение изученного

5-8 классах.

5 часов

1 четверть -2

2 четверть -1

3 четверть -2

4 четверть – 2

Смотреть календарное планирование

1 четверть – 6

2 четверть -3

3 четверть -1

4 четверть 2

Смотреть календарное планирование

Текстоведение. .

7 часов

Сложное предложение как единица синтаксиса.

2 часа

Сложносочинённое предложение .

6 часов

Сложноподчинённое предложение.

15 часов

Бессоюзное сложное предложение.

7 часов

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. .

4 часа

Синтаксические конструкции с чужой речью.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: