экзамен по биологии в 9 классе

БИОЛОГИЯ

Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с

Обязательным минимумом содержания основного общего образования и

требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы. Каждый

билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание.

При выполнении учащимися практического задания следует обратить вни

мание на технику проведения эксперимента, оформление записей и рисун

ков, объяснение на основании полученного результата. При отсутствии

необходимого оборудования задание может быть заменено на другое, рав

ноценное по сложности и значимости. Для выполнения заданий целесооб

разно использовать характерные для данного региона объекты раститель

ного и животного мира. Вестник образования № 4

102.Февраль, 2006

Билет № 1

1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ.

2. Усложнение организации растений в процессе эволюции. Причины

эволюции.

3. Определите увеличение школьного микроскопа, подготовьте его к

работе.

Билет № 2

1. Дыхание организмов, его сущность и значение.

2. Царство растений. Строение и жизнедеятельность растений, роль в

природе и жизни человека.

3. Определите вид простейшего организма. Рассмотрите готовый мик

ропрепарат простейшего и назовите его.

Билет № 3

1. Транспорт веществ в живых организмах.

2. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины

эволюции.

3. Приготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат клетки

(кожицы чешуи лука или листа элодеи). Зарисуйте клетку и подпишите ее

части.

Билет № 4

1. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в

жизнедеятельности клетки.

2. Организмы паразиты. Особенности их строения и жизнедеятель

ности.

3. Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами

которой являются: растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой

компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.

Билет № 5

1. Белки, их роль в организме.

2. Биологическое значение размножения организмов. Способы размно

жения.

3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты эпителиаль

ной и соединительной тканей, выявите черты их различия.

Билет № 6

1. Углеводы и жиры, их роль в организме.

2. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика

ВИЧинфекции и заболевания СПИДом.

3. Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают: ка

рась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфу

зориятуфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в ак

вариуме, если из него удалить моллюсков.

Билет № 7

1. Ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации.

2. Современная система органического мира.

3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты тканей рас

тений. Найдите среди них покровную ткань. Поясните свой выбор. Биология, IX

Февраль, 2006.103

Билет № 8

1. Деление клетки – основа размножения и роста организмов.

2. Бактерии – доядерные организмы. Особенности их строения и жиз

недеятельности, роль в природе и жизни человека.

3. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (крес

тоцветных, розоцветных, мотыльковых, пасленовых и др.), наиболее распро

страненного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику.

Билет № 9

1. Фотосинтез. Космическая роль растений.

2. Особенности высшей нервной деятельности человека.

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты клеток различных

организмов, определите животную клетку.

Билет № 10

1. Отличительные признаки живых организмов.

2. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены зеле

ной. Объясните, почему ботаники относят ее к растениям, а зоологи – к жи

вотным.

Билет № 11

1. Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции.

2. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.

3. Среди нескольких комнатных растений найдите однодольное и дву

дольное, назовите их отличительные признаки.

Билет № 12

1. Доядерные и ядерные организмы, их характеристика.

2. Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости

биосферы.

3. Среди пробирок с семенами выберите ту, в которой находятся се

мена, высеваемые на глубину 1–2 см. Поясните свой выбор.

Билет № 13

1. Биологическая природа и социальная сущность человека.

2. Эволюция органического мира, ее причины и результаты.

3. Используя таблицы и рисунки, опишите приспособления к жизни в

почве у дождевого червя и крота. Объясните, как могли возникнуть эти

приспособления.

Билет № 14

1. Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания

растений.

2. Естественный отбор – движущая сила эволюции.

3. Используя таблицы, рисунки и гербарные экземпляры, опишите

приспособления к среде обитания у верблюжьей колючки, клюквы, осота.

Объясните, как могли возникнуть эти приспособления.

Билет № 15

1. Биотические связи, их роль в экосистеме.

2. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витами

нов в продуктах питания.Вестник образования № 4

104.Февраль, 2006

3. Выполните задание. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоре

тически может составить более 200 млрд особей. Объясните, почему этого

не происходит в природе.

Билет № 16

1. Вирусы – неклеточная форма жизни, особенности их строения и

функционирования. Вирусы – возбудители заболеваний.

2. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и тру

довой деятельностью.

3. В коллекции грибов найдите трутовик. Объясните, почему его относят

к грибам паразитам.

Билет № 17

1. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

2. Общая характеристика царства животных. Роль животных в биосфе

ре.

3. Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, кар

тофеля, земляники.

Билет № 18

1. Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

2. Черты сходства и различия человека и млекопитающих животных.

3. Укажите черты приспособленности к выполнению функции воздушно

го питания у комнатных растений.

Билет № 19

1. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток.

Черты их сходства и различия.

2. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воздуха для

прорастания семян.

Билет № 20

1. Приспособленность организмов к среде обитания – результат эво

люции.

2. Рефлекс – основа нервной деятельности. Безусловные и условные

рефлексы, их роль в жизни человека и животных.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воды для

прорастания семян.

Билет № 21

1. Многообразие видов – результат эволюции. Редкие и исчезающие

виды растений и животных, меры их сохранения.

2. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия света для

процесса фотосинтеза.

Билет № 22

1. Доказательства происхождения человека от животных.

2. Общая характеристика царства грибов.

3. Выполните задание. В лесу вырубили все дуплистые деревья, после

чего крепкие молодые деревья были объедены вредителями, и лес погиб.

Объясните, почему.Биология, IX

Февраль, 2006.105

Билет № 23

1. Основные методы селекции растений и животных.

2. Лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль

в природе.

3. Выполните задание. Подсчитали, что на площади леса в 1 га обитает

20 пар насекомоядных птиц и 1 пара хищных. Школьники повесили на этой

территории 60 скворечников. Объясните, нужно ли такое количество скво

речников.

Билет № 24

1. Загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.

2. Гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.

3. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите среди них съедоб

ные и ядовитые, назовите меры первой доврачебной помощи при отравле

нии грибами.

Билет № 25

1. Вид, его характеристика. Многообразие видов.

2. Ферменты, их роль в организме.

3. Выполните задание. В возрасте 1–2 лет на 1 га леса может расти

около 20 тыс. растений. Через 100 лет на этой площади остается 400–700

деревьев. Объясните, почему.

Билет № 26

1. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.

2. Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность

его поведения.

3. Выполните задание. Истребление волков в ряде районов нашей стра

ны привело к резкому увеличению численности копытных, которые уничто

жили некоторые виды кустарников и подрастающих деревьев. Как восста

новить равновесие в данном сообществе?

Билет № 27

1. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

2. Гигиена умственного и физического труда. Приемы, способствующие

повышению его продуктивности.

3. Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нор

мы. Ответ поясните.

Билет № 28

1. Уровни организации живой природы, их характеристика.

2. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.

3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при повреж

дении крупных сосудов руки.

Билет № 29

1. Основные направления эволюции органического мира.

2. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в

природе.

3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при растя

жении связок одного из суставов указательного пальца.Вестник образования № 4



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: