экзаменационный материал искусство 9 класс

Разработали материал: Иванова И.Г.-учитель высшей кв. категории СОШ №20,

Числова Г.Н.-учитель высшей кватегории СОШ №32

Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов

по предмету «Искусство» в устной форме

в 2012 – 2013 учебном году

Пояснительная записка.

Экзаменационный материал подготовлен в соответствии с приказом « О порядке окончания 2012/13 учебного года, подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений города Набережные Челны.». №728, от 14.05.2012.Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом МО и Н РФ от 03.12.1999 № 1075,

Приказами ,Министерства образования и науки Республики Татарстан:

От 03.04.2012г. № 1993/12 «Об окончании 2011/2012 учебного года, организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11(12) классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан»;

От 03.02.2012г. №602/12 « Об утверждении форм заявлений на участие в государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11классов в Республики Татарстан в 2012 году»;

Комплект билетов по искусству подготовлен с учетом:

Примерных экзаменационных билетов, в соответствии с письмом, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.01.07 № 01-14/08 — 01), «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004г.».Примерные билеты опубликованы в журнале «Вестник образования России» № 6 /2007г.

Представленный в комплекте экзаменационный материал разработан в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и интегрированного курса «Искусство» в основной школе (8–9 класс).

Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Примерные билеты в данном комплекте направлены на выявление потенциала для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности.

Вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса «Изобразительное искусство».

Они направлены на проверку теоретических знаний основ разных видов визуально-пространственных искусств, таких как живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура и декоративно-прикладное искусство, что одновременно предполагает проверку умений логично раскрывать разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.

На подготовку выпускника к ответу целесообразно отвести примерно 30–40 минут. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с объемом их раскрытия в учебно-методических комплексах по искусству, рекомендованных школам на год итоговой аттестации. При этом требования к выпускникам основной школы не должны подниматься по аналогичным вопросам на уровень требований к выпускникам полной средней школы.

Критерии оценивания ответа.

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях, опираясь на многообразный опыт духовного наследия человечества в разных видах искусства;

знание единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума, художественных ценностей, эстетических идеалов произведений разных видов искусства;

применение ключевых знаний и художественных умений в области различных видов традиционного и современного искусства;

умение раскрывать теоретические положения, используя знания о выдающихся произведениях и деятелях отечественного и зарубежного искусства;

умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом курса «Искусство»:

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, опираясь на многообразный опыт художественно-творческой деятельности человечества в разных видах искусства, правильно раскрыл те или иные положения, сделал обоснованный вывод.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий художественных явлений искусства, специфики выразительных средств отдельных его видов. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал курса по искусству. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы по искусству, но не сумел привести соответствующие примеры художественно-творческой деятельности наследия человечества.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ, не смог привести примеры из области различных видов традиционного или современного искусства.

Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.

Содержание программы «Искусство 8-9 класс».

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека — 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира — 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения — 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе — 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

9 класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства — 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный ‘художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее — 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция — 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя — 8 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ.

Билет № 1

1. Назвать виды изобразительного искусства. Дать характеристику художественных средств выразительности каждого вида искусства. Привести примеры на основе русского искусства или зарубежного искусства разных эпох. Перечислить жанры живописи, привести примеры на основе искусства разных эпох.

2.Богатырская тема в музыке и живописи (А.П. Бородин «Богатырская симфония», кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», картина В.М. Васнецова «Богатыри»).

Билет №2

1. Образ художественной культуры Древнего Египта. Отражение идеи вечной жизни в культуре Древнего Египта. Дать характеристику архитектуры, скульптуры, росписи храмов и гробниц, декоративно-прикладного искусства.

2. Джаз (возникновение, развитие, виды).

Билет № 3

1. Образ художественной культуры Древней Греции. Идеалы прекрасного и их отражение в ансамбле афинского Акрополя. Храм Парфенон – как образец древнегреческой архитектуры. Три ордера в архитектуре древних греков.

2.Реализм и народность в творчестве М.П. Мусоргского и художников И. Репина и В. Перова (песня Варлаама из оперы «Борис Годунов», «Сиротка», картины: «Протодьякон», «Тройка»).

Билет № 4

1. Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская».

2. М.И. Глинка – основоположник русской национальной классической музыки. Оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

Билет № 5

1. Образ художественной культуры Древнего Рима. Особенности римской архитектуры (акведуки, термы, форум, амфитеатр, Колизей, триумфальные арки). Пантеон – отражение идеи славы и величия Древнего Рима. Особенности древнеримской скульптуры. Римский реалистический портрет.

2. Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, А. Скрябин).

Билет № 6

1. Образ художественной культуры средневековья. Отличительные черты романского стиля Средневековья и готики. Готический собор как образ мира (Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор). Охарактеризовать базилику готики. Дать характеристику скульптуры средневековой Западной Европы.

2. В чем сила и красота музыки И.С. Баха?

Билет №7

1. Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти).

2. Жизнь и творчество польского композитора Ф. Шопена. Малые формы инструментального творчества: мазурки, вальсы.

Билет № 8

1. Новые средства художественной выразительности в произведениях импрессионистов (Эдуард Мане, Клод Моне, КамильПиссаро).

2. Образы природы в музыке и живописи (П.И. Чайковский «Времена года», М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», картины Левитана, Шишкина, Васильева).

Билет №9

1. Особая роль пейзажа в русской реалистической живописи И.И. Левитана («Март», «Золотая осень», «Владимирка», «У омута»…), И. Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Рожь»), А. Куинджи («Лунная ночь над Днепром», «Берёзовая роща»). Дать характеристику пейзажному жанру.

2. Героическая тема в музыке Л. Бетховена.

Билет № 10

1. Передвижники. Социальная тематика в творчестве передвижников (И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», В. Перов «Тройка»).

2. Современность музыки И.С. Баха.

Билет № 11

1. Древнерусское искусство. Конструктивные элементы русской деревянной и каменной храмовой постройки (Кижи, храм Покрова на Нерли). Характеристика древнерусской живописи.

2. Народная песня, ее особенности и жанровые разновидности.

Билет №12

1. Особенности портретного жанра в произведениях русских художников (К. Коровин, В. Серов, Б. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов).

2. Венская классическая школа: И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Сонатно-симфонический стиль.

Билет № 13

1. Особенности жанра натюрморта в произведениях русских художников (К. Коровин, И. Машков, П. Кончаловский, Н. Сапунов).

2. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.К. Лядова, Р.К. Щедрина.

Билет № 14

1. Художники К. Малевич, В. Кандинский как представители абстрактного искусства. Концепция искусства. Отказ от изображения реальных предметов, стремление к созданию с помощью отвлечённых элементов художественной формы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: