олимпиада по географии 8-9 класс

Фамилия __________________

Имя_______________________

Класс _____________________

ЗАДАНИЯ

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013-2014 учебный год 8-9 классы

Результаты олимпиады подводятся отдельно для обучающихся 8 и 9 классов

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития

географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите,

так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей

географической эрудиции. При выполнении всех заданий нельзя пользоваться атласами, книгами, учебниками, справочными материалами и другими источниками географических знаний.

Удачи Вам в работе!

Задание 1: Тестовая часть. Предполагает выбор одного ответа из нескольких предложенных или сопоставить объекты и явления (факты):

1.1. Сколько субъектов Российской Федерации насчитывается в настоящее время: 1) 88; 2) 83; 3) 22; 4) 45?

1.2. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это: 1) Красноярский край; 2) город Москва; 3) Республика Саха (Якутия); 4) Новосибирская область?

1.3. Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик: 1) Европейский Север; 2) Волго-Вятский район; 3) Поволжье; 4) Северный Кавказ.

1.4. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан: 1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Каспийское море; 4) Прикаспийская низменность?

1.5.Установите соответствие:

ТЕРРИТОРИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

1)Антарктида а) Ф. Магелланн и Марко Поло

2) Алеутские острова б) В. Беринг и А. Чириков

3)Центральная Азия в) Р.Амундсен Р. Скотт

г) П.П. Семенов – Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский

1.6. Какому азимуту соответствует направление на ВЮВ?

1) 135?;     2) 292,5?;        3) 112,5?;        4) 202,5?.

1.7. Какой из представленных масштабов самый крупный: 1) 1:25000;      2) 1:50000;      3) 1:100000;      4) 1:1000000?

1.8. Какой будет масштаб плана местности, если линия, длина которой на местности составляет 23,5 км, представлена на плане местности отрезком длиной 9,4 см: 1) 1:5000;      2) 1:250 000;      3) 1:2500000;      4) 1:25000?

1.9.Какую примерную высоту будет иметь гора, если известно, что у ее подножия температура воздуха составила +16?С, а на ее вершине –8?С: 1) 1,3 км;     2) 4 км;     3) 24 км;     4) 400 м.

1.10. Самая низкая температура воздуха, зафиксированная на земном шаре, составляет –89,2?С. Выберите место, где это могло быть: 1) Оймякон (Россия); 2) Северный полюс; 3) Антарктида (станция Восток); 4) о. Гренландия

1.11. Жаркий (+25…+30?С), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5 м/с) ветер в течении нескольких дней. О каком неблагоприятном климатическом явлении, встречающемся на территории России, идет речь: 1) засуха;      2) суховей;       3) пыльная буря;      4) ураган?

1.12. О каком полезном ископаемом мы говорим, когда упоминаем о названиях таких его бассейнах залегания как Кузбасс, Донбасс, Печорский, Ленский: 1) газ;      2) нефть;      3) уголь;      4) железная руда.

1.13. Выберите сочетание, где правильно перечислены районы современных землетрясений в России: 1) п-ов Камчатка, Прибайкалье, Алтай, Кавказ; 2) Восточно-Сибирская равнина и о. Сахалин; 3) оз. Байкал и Восточно-Европейская равнина; 4) Урал и Алтай.

1.14. Выберите исключение из списка, в котором говорится о мелиорации сельскохозяйственных земель: 1) орошение;      2) борьба с эрозией почв;      3) выпас скота;     4) удобрение.

1.15. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) под океаном; 2) на Среднесибирском плоскогорье; 3) в Гималаях; 4) на Амазонской низменности.

1.16. Муссонные дожди часто вызывают наводнения на реке: 1) Обь; 2) Рейн; 3) Дунай; 4) Янцзы

1.17. Выберите месторождение железной руды: 1) Качканарское; 2) Липецкое; 3) Нижневартовское; 4). Кузбасс

1.18. Количество высотных поясов в Андах:   1) одинаково на всех широтах; 2) больше в умеренных широтах; 3) больше в тропических широтах;  4) больше в экваториальных широтах

1.19. Выберите из предложенных регионов регион с самой высокой лесистостью территории: 1) Московская обл.; 2) Калининградская обл.; 3) Оренбургская обл.; 4) Республика Коми.

1.20. Какому климатическому поясе соответствует диаграмма: 1) субтропическому;     2) экваториальному; 3) субэкваториальному;  4) тропическому.

1.21. На западных склонах Урала выпадает больше осадков, чем на восточных, потому что: 1) с запада дуют ветры, приносящие осадки; 2) на западных склонах больше рек; 3) за Уралом климат более холодный; 4) западные склоны круче;

1.22. Чему примерно будет равно значение атмосферного давления на вершине самой высокой горы России (гора Эльбрус, 5642 м), если у ее подножия атмосферное давление составляет 767 мм рт. ст.: 1) 230 мм рт. ст.;    2) 1304 мм рт. ст.;    3) 801 мм рт. ст.;    4) 733 мм рт. ст?

1.23. Что означают цифры в таких названиях городов как: Арзамас-16, Челябинск-65, Томск-7: 1) это указана численность населения городов в тыс. чел.; 2) это названия крупных железнодорожных станций; 3) это закрытые административно-территориальные образования; 4) число жилых дворов в этом поселении.

1.24. Определите, об условиях формирования какой природной зоны России идет речь в описании: «Осадков выпадает мало (350 – 450 мм), температура июля +21…23?С, дожди выпадают редко, часто в виде коротких ливней, коэффициент увлажнения колеблется от 0,3 до 0,6, часто наблюдаются засухи и суховеи, реки маловодны, грунтовые воды лежат глубоко, часто можно увидеть овраги и балки»: 1) тундра;      2) тайга;      3) смешанные и широколиственные леса;      4) степь?

1.25. В следующих строках из произведений русских поэтов описаны различные типы погоды. Определите их , запишите цифрами и буквами соответствие по принципу: тип погоды – литературное произведение: 1 –холодного фронта; 2 – теплого фронта; 3 — антициклональный тип погоды;

а) «Мороз и солнце; день чудесный!… Под голубыми небесами Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…» (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

б) «Мелкий, дремотный, без меры, Словно из множества сит, Дождик знобящий и серый Все моросит, моросит…» (Н. Рубцов, «Осень!»)

в) «Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады за нашим домом. Завеса мутная дождя Заволокла лесные дали – Кромсая мрак и бороздя, На землю молнии слетали. А туча шла, гора горой!…»      (Н. Рубцов, «Во время грозы»).

Задание 2. Дайте ответы на поставленные вопросы

2.1. Что общего у Ф.Магеллана (1470-1521) и Д.Кука (1728-1779). Кто проплыл большее расстояние?

2.2. Почему природа зоны тундр на Восточно-Европейской   равнине изменена человеком меньше, чем природа зоны степей? Укажите не менее двух причин.

2.3. Национальное бюро США дает следующие рекомендации: если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели. При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации? С чем связан огромный ущерб от этого явления? Что Вы еще знаете об этом явлении? Где оно наиболее часто проявляется?

2.4. Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»! О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?

 2.5 .«Кто-то метко заметил, что человек, попавший в эти леса, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда, ослеплённый их сказочными богатствами, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства он наконец удирает из этого «зелёного ада». О какой природной зоне и почему так писал польский учёный А.Фидлер? Где она расположена?

Выберите из списка растения и животных, которых вы можете встретить в этих лесах:

·        Баобаб, ель,  сосна, дуб, гевея, акация, шоколадное дерево, лютик, мак, орхидеи,  держи-дерево, саксаул, лиственница ·        Джейран, соболь, ленивец, летяга, ягель, песец, лемминг, кенгуру, тушканчик, суслик, лев, бурый медведь, верблюд, белка, ягуар, анаконда, тукан, тапир, лиса, як

Практическая часть

Внимательно изучите карту и ответьте на вопросы:

Топографическая карта

1. Определите высшую абсолютную точку в пределах карты. 2. Определите высоту пункта государственной геодезической сети. 3. Что показывает числа 0,02 и 0,03. 4. Дайте характеристику леса расположенного в северо-восточном районе карты. 5. Дайте характеристику леса на левом берегу реки. 6. Дайте характеристику леса на правом берегу реки. 7. В каком направлении и с какой скоростью протекает река Белая. 8. Каков урез воды у реки Белая. 9. Дайте характеристику моста через реку Белая. 10. Какие характеристики реки показывают значения 79/0,4П. 11. Измерьте ширину поймы по линии связи. 12. Дайте характеристику шоссе. 13. Какое распространение природного явления можно увидеть в месте расположения пещер. Кратко поясните, в чём суть этого природного явления. 14. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают на юго-западе от памятника

Предыдущий:

Следующий: