последний вариант — копия

План:

Введение

Становление личности

Армейская служба. Война в Чечне.

Выяснение судьбы А.П. Олимпиева

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность

Тема была выбрана мной, поскольку герой, погибший на войне, патриот России Андрей Петрович Олимпиев являлся учеником нашей школы, школы № 19. Чеченская война является еще не зажившей раной в сердцах многих, эта тема была и остается достаточно продолжительное время актуальной и важной для общества, так как многие детали остались не только не освещенными в прессе, но и неизвестными почти никому. Прежде всего, это касается именно судеб обычных людей, затерявшихся в сухих цифрах статистики.

Цель моей работы заключается в том, чтобы исследовать биографические данные, попытаться раскрыть личностные качества, определившие жизненный путь А.П. Олимпиева, показать подвиг этого человека.

В задачи исследования входят:

- изучение и анализ источников – прежде всего, воспоминаний и свидетельств людей, знавших А.П. Олимпиева, а также публикаций в СМИ – позволяющих достичь цели исследования;

- изучение жизненного пути А.П. Олимпиева, освещение становления его личности;

- освещение воинского подвига А.П. Олимпиева;

- рассмотрение вопроса о судьбе А.П. Олимпиева.

Методы исследования:

- анализ и синтез имеющихся источников;

- метод интервьюирования.

Основные используемые источники:

- Воспоминания родителей А.П. Олимпиева;

- Публикации в периодической печати.

«Андрей был очень хорошим одноклассником. Перед митингом, посвященным установлению мемориальной доски, мы встречались с нашим руководителем Тарасовой Лилией Николаевной. Она вспоминала разные наши шалости, о которых мы уже и позабыли. Значит, Андрей был простым мальчишкой, с добрыми и плохими чертами своего характера. На главное в наших сердцах осталось только самое хорошее. Мы очень жалели, что половина наших достойных парней ушли после 9 класса, в том числе и Андрей Олимпиев. Это было лучшее время!»

Становление личности

Конечно, многое из того, что составляет личность человека, закладывается той средой, в которой он вырос, развивался, обучался. И прежде всего, это конечно семья, школа, друзья. Без понимания влияния этой среды, невозможно и понять сущность будущих поступков человека.

27 мая 1976 года в семье Олимпиевых рождается мальчик. Мать Нина Алексеевна и отец Петр Ильич, воспитывали его в теплой и домашней атмосфере, окруженный заботой.

В 3 года он отправился в садик Светлячок, в ясельную группу, где его приняли дружелюбно. Там у него появилось очень много друзей, такие как Света Петрова, Игорь Семенов, которые не раз заглядывали к ним в гости на чай. Но больше всего он любил своего воспитателя Наталью Владимировну и медсестру Риму Павловну. Правда выговорить отчество воспитателя он долго не мог, и вместо Владимировна он просто говорил «Адимая». Много читал и знал почти все сказки Пушкина. Но кроме этого уже с детства интересовался техникой. Любил и знал почти все машины уже в 4 года. В том же возрасте, он собирал с пониманием и знанием дела свой первый конструктор. Был очень способным мальчиком. Среди других детей, его выделяло трудолюбие и стремление к знаниям.

В начальной школе он очень любил поговорить, за что его в первое время не хотели принимать в пионеры. Но в целом Андрей не отличался от своих одноклассников. Это был невысокий, худенький светловолосый мальчуган. Он активно занимался как школьной, так и внешкольной деятельностью, причем самой разнообразной. Среди его увлечений были и пение в хоре, занятия плаванием, литературный кружок, театральный кружок, вязание, вышивка крестиком, был лауреатом бальных танцев, изучал усиленно английский язык, посещал баскетбольный кружок. Его чистописание было на высшем уровне. В общем, он был достаточно разносторонним человеком и занимался не только сугубо мужской деятельностью, но и женской. В кружок вязания он записался с желанием подарить своей учительнице мохеровый шарфик. Подобное многообразие увлечений было вообще характерно для детей и подростков той эпохи, дававшей для этого немало возможностей.

Но его особой мечтой был большой спорт: легкая атлетика, бег и лыжный спорт, однако именно этим заниматься ему было невозможно. Врачи указали, что спортом он может заниматься, но лишь для себя. Уже на первом году жизни он попал в реанимацию с приступом субхордального ларингита. Далее он регулярно попадал в реанимацию два раза в год, ранней весной и поздней осенью, вследствие смены времен года и появлением аллергических раздражителей. Так как в больнице не было детского отделения, его положили во взрослое отделение. Там он проявлял хорошие манеры, открывая и закрывая сам дверь за медсестрой.

В школе у него был очень дружный класс. Андрей часто участвовал в классных мероприятиях, его присутствие всегда делало любой разговор интересным и содержательным. Он умел, не говоря много о себе, увлекательно и с юмором рассказать о тех переплетах, в которых он оказывался сам или его друзья и знакомые. Очень любил ездить в летние лагеря. В лагере «Парус» ему даже выдали грамоту с надписью: «самому лучшему партизану», после того как его всем отрядом искали до вечера в игре в прятки.

С первого класса, у Андрея был враг, который впоследствии стал лучшим другом. Его звали Андрей Чернов. Они часто дрались и не ладили друг с другом, но Андрей Чернов все равно приходил к Олимпиевым, в поисках помощи по домашнему заданию от Нины Алексеевны. Но в 4 классе они резко изменили свое мнение друг о друге, в результате чего стали лучшими друзьями Так как они жили в одном подъезде, они даже сумели протянуть из одной квартиры в другую телефон, который в то время представлял собой простую полую трубку, концы которой находились в квартирах. В 4-5 классе, к их компании присоединился еще один мальчик, Яковлев Сергей. Они переехали в Псков из Белоруссии из-за службы его отца, который был военным.

В его жизни была любовь, и была она одна. С самого детства он дружил с одним мальчиком, у которого была двоюродная сестра Лена, которая позже стала его девушкой. Разница была у них в 3 года, но это не мешало им на тот момент посещать вместе одни и те же дни рождения и праздники, где они и смогли узнать друг друга лучше. Далее все развивалось медленно и постепенно, и вот уже перед уходом в армию, они заключили договор на словах, что как только Андрей вернется, они поженятся.

Детское увлечение техникой в более взрослом возрасте стало углубляться. Андрей поступил в авиамоторный кружок. Затем он сам собрал свой первый компьютер из черно-белого телевизора, магнитофона «Русь» и клавиатуры, которую в то время выпускал «Радиозавод». Сам же писал различные программы и игры для этого компьютера.

Как вспоминал лучший друг Андрея Сергей Яковлев, «Чем бы Андрей ни занимался, он все делал с отличным качеством. Нам, его одноклассникам, часто приходилось обращаться к нему за советом, и он никогда не отказывал : помогал и словом, и делом. Он пользовался большим авторитетом.

Помню детей в классе. Шум. Перемена, все шумят. Самая красивая девочка в классе, возле нее всегда кучка мальчиков, включая меня. В солнечном свете льющемся из окон, молоденькие волосы на головах ребят сияют золотом вне зависимости от того брюнеты они, или светловолосые. Мой лучший друг в этом классе это Андрюха Олимпиев. Андрей – это единственное из имен моих одноклассников, которое я помню, ну, не считая имени Чернова Андрея, нашего третьего друга. Мы проводили много времени вместе, мечтали о том, как пойдем в армию… Вместе окончили 9 классов»

Вскоре неразлучным друзьям Андрею Олимпиеву, Андрею Чернову и Сергею Яковлеву пришлось идти по разным дорогам, когда после 9 класса Чернов Андрей и Яковлев Сергей ушли в «Сельхозтехникум», а Андрей Олимпиев отправился в «Индустриальный техникум». Но, увы, когда ему оставался лишь 1 год до защиты диплома, выходит указ о призыве студентов в армию. Все надеялись, что бы он сначала окончил техникум и только после этого пойдет в армию, это было дозволено, но он не захотел.

Взгляд, брошенный на детство и юность Андрея Олимпиева, пусть даже весьма поверхностный, показывает, что он мало чем отличался от мальчишек той противоречивой эпохи. Можно вспомнить о ней немало негативного, но по становлению личности Андрея видно, что это был разносторонне развитый, воспитанный юноша, с множеством увлечений, ценящий дружбу, с широкими планами на жизнь и установившимися принципами. То есть с теми качествами, которые повлияли и на его будущую судьбу.

Армейская служба. Война в Чечне.

К армейской службе в «лихие 90-е» отношение молодежи было, мягко говоря, не очень хорошее, но Андрей смотрел на это иначе, чем многие юноши, стремившиеся «откосить» от армии.

23 мая 1994 года Андрей получает повестку из армии, но так как ему еще не было 18 лет, его отец позаботился о том, что бы повестку отозвали и прислали уже в положенный срок. 27 мая 1994 года приходит повторная повестка. В тот же день в доме Олимпиевых собралось много людей: одноклассники, родственники, друзья, соседи. Вечером, когда гости разошлись, папа ни с того, ни с сего усадил всю семью в машину и повез кататься по Пскову. Они побывали и на Сиреневом бульваре, где стоял цирк, съездили на Соколиху, поставили свечки в храме Александра Невского, где родители накануне окрестили своих сыновей.

Ни родители, ни сам Андрей, ничего не делали для того, чтобы каким-нибудь образом уклониться от призыва, и он, несмотря на свои болезни по своему собственному решению, отправляется в армию. Это не значит, что был каким-то милитаристом с горячей головой. Когда его спросили в комиссии о месте службы, он изъявил желание не попадать в Абхазию. Просто он делал, так как должно.

30 мая 1994 года, он начал службу в воинской части 3526 внутренних войск Ленинградского округа. После обучения, ему была присвоена воинская специальность водителя химика взвода традиционной химической и биологической защиты.

Однако избежать войны Андрею не пришлось. Через полгода президент Ельцин издал «черный» указ о введении в Чечню войск.

Началась одна из самых трагических страниц нашей истории – Чеченская война 1994-1996 гг., в которой отразился глубочайший кризис России. Кризис не только военный, но и политический, экономический, морально нравственный. Огромные потери, коррумпированность военного и политического руководства, осуждение общества. Все это тяжелым бременем ложилось на воинов, которые, как могли, выполняли свой воинский долг, без особых надежд на благодарность страны, пославшей их на эту войну.

С конца 1994 года, с самого начала войны Андрей Олимпиев проходил на территории Северного Кавказа, участвовал в боях за Грозный, дважды был в окружении. Он часто слал письма, в которых рассказывал обо всем, но все письма проходили через Москву, их распечатывали и проверяли на наличие чего-либо противозаконного, и соответственно доходили с опозданием.

Десятки тысяч мальчишек, только что принявших присягу, первыми вступили в самые тяжелые бои. Андрей был среди них. Еще в сентябре 1994 года их часть перебросили в Дагестан. С началом боевых действий его родители догадались, что их сын уже там, в самом пекле. Потом успокоились, когда в январе он позвонил и сообщил, что их будут выводить из Чечни. Так и случилось, часть перебазировали во Всеволожский район Ленинградской области. 22 февраля 1995 г., ночью раздался звонок в дверь, на пороге оказался Андрей. Но неизвестно, кто в этот момент удивился больше, Андрей или родители. Петр Ильич стоял в коридоре, опираясь на палочку, у него была сломана правая нога, Нина Алексеевна стояла на костылях с таким же переломом правой ноги.

Андрей много рассказал о тех испытаниях, которые пришлось вынести молодым солдатам в Чечне. Так он сообщил, что солдат кормили как будто супом выжатым из тряпки, которой недавно протирали обеденные столы. Его сослуживцам еще везло — старослужащие их подкармливали, со словами: «ешьте пока мы тут, потом о вас заботиться будет некому». Но казалось, все волнения остались позади. Родители даже уже начали договариваться о том, что бы их сын боле не возвращался в этот ад, но Андрей сказал «Нет! Не буду дома отсиживаться, пока там наших убивают». Он вернулся в часть, а 26 июня родители получили письмо от сына с обратным адресом — г. Гудермес. Так родители узнали, что он снова в Чечне.

- Их отправили в конце мая, на сорок пять суток, – вспоминал Петр Ильич. Мы ждали, что он вот-вот вернется. К тому времени боевики ушли в горы, а в городах и поселках наступило временное затишье. Казалось, война отступила, наступила время спокойной службы.

Андрей вместе с сослуживцем, рядовым Рудаником, в составе колонны и в сопровождении БТРа, возили воду для хозяйственных нужд части. Время от времени кто-нибудь сообщал родителям, что у Андрея все в порядке, скоро вернется. А 28 августа 1995 г. пришло письмо из Кингисеппа, от родителей Руданика « Наши семьи постигло горе – ребята пропали без вести».

Выяснение судьбы А.П. Олимпиева.

Хотя все знали, что в Чечне идет кровопролитная война, но никто не может быть готов к такому страшному событию как потеря сына. После известия об исчезновении сына Олимпиевых, у них началась глубочайшая депрессия. Я думаю, многим будет понятно, что дальнейшей жизни они уже и не могли представиться, она не радовала их. Спас их младший сын Антон. Если бы не он, они не знают, что с ними бы стало. Кроме того, была конечно надежда на то, что Андрей жив и находится в плену.

Сначала родители попытались хоть что-нибудь узнать в части, но там молчали, а через некоторое время они получили письмо, в котором было написано, что Андрей фактически числился дезертиром. Петр Ильич тут же связался с округом, известие подтвердили, но при каких обстоятельствах пропали ребята, там не знали. Уведомление о пропавших без вести рядовых из части долго не поступало. Для отца важнейшей задачей в жизни становится поиск сына. Петр Ильич отправился в Гудермес. Он очень рисковал собственной жизнью, ведь война все еще продолжалась. Захват ребят в части пытались тщательно скрыть, но в беседе с командиром подполковником М. Г. Пидорой, ему все же удалось узнать, что ребята поехали за водой, и их захватили боевики. Петр Ильич начал самостоятельное расследование, по крупицам восстанавливая события того дня. Так ему удалось выяснить, что контрактник послал их за холодной водой, а сам с колонной и БТРом остался запасаться горячей. Ребята фактически остались без охраны. Захватили из боевики в три часа дня в селе Новой Энгиной Гудермесского района. Сослуживцы же не дождались и уехали. Только на следующий день из Ханкалы был вызван вертолет. Село прочесали, но ребят так и не нашли. Как выяснилось позже, они были расстреляны в тот же день, вечером 30 июля 1995. Но об этом Петр Ильич не знал и продолжал поиск. Он выехал в Чечню в сентябре 1995 года, назад вернулся только через три месяца и прямиком в больницу. К этому времени его уже успели сократить на работе. Полтора месяца отец пропавшего сына восстанавливал пошатнувшееся здоровье. Затем он снова вернулся в Чечню и почти год он прожил в семье чеченца Адама (за аренду жилья согласилось платить представительство РФ). Он ходил, расспрашивал местных жителей о сыне. Петра Ильича даже брали в плен, подозревая в нем сотрудника спецслужб, обыскивали и допрашивали с пристрастием, но он уже ничего не боялся. Чеченская фантазия богатая, кто то из местных говорил, что Андрея увезли в горы, кто то, что принял ислам, батрачит. Одновременно отец писал письма во все правоохранительные инстанции, из которых получал ответы, что ищут, аж землю роют. Но никто ребят не искал, даже чеченские мальчишки знали больше: «А Олимпыч, мы с ним дружили».

В чеченской округе, если что-то знает один, знают три села. И они знали, что случилось с нашими ребятами. Одна из женщин говорила, что Андрей привозил ей тушенку, когда она с детьми голодная сидела. Добрый был, ходил без оружия, — говорили они Петру Ильичу. Две чеченки видели, как к ребятам подъехали белые жигули с боевиками, которые что-то им сказали, посадили в машину и увезли.

Год спустя, 28 июня 1996 г., из поселка, где находилась воинская часть, приехали чеченцы и привезли весть, что ребят не в живых. Они взялись помочь — показать место захоронения, но с условием вернуть тело захваченного и расстрелянного при прочесывании села их человека. Началась тяжба, продлившаяся вплоть до конца декабря 1996 года. Петр Ильич рассказывал: «Со Львом Юлиановичем Рудаником мы находились в Ханкале, нас вызвали в Гудермес. Поступили сведения о захоронения. Чеченцы нашли это место и привезли останки в двух мешках. В части они пролежали два месяца. Останков было мало. Позже комендант Гудермеса показал место захоронения и в конце декабря мы вторично выехали с эксгумационной группой, собрали еще кости, добавили к останкам. На этом все закончилось.

В эксгумационном центре Петр Ильич узнал, что останки будут отправлены в Ростов, куда он поехал и стал ждать. Тела, в том числе Руданика и Олимпиева, остались в ангаре аэропорта Моздока – не хватило места. Петру Ильичу велели ждать. Но 8 января он снова уехал в Чечню, за останками сына. Какой-то подполковник встретил его и на своей машине, доставил в аэропорт. Останки он нашел на носилках за ангаром. Отцу солдата выделили простыню, одеяло, в них он завернул останки, упаковав их в плащ-палатку, выехал в Ростов-на Дону. В Ростове он привез останки в госпиталь и сдал их как груз 200 экспертам 124 лаборатории. Поскольку в этой лаборатории генетические исследования в то время не проводили, тесты на ДНК отправили в Москву. В Москве к делу отнеслись без интереса, поскольку почти 10 миллионов рублей для этой сложной процедуры там не нашлось. Хорошо, что помог мэр Пскова и выделил требуемую сумму. Однако у Петра Ильича закралось сомнение, что это останки не его сына. Дело в том, что исследования на ДНК проводились почти полгода. Полученный результат: 50 на 50 — его не устроил. Он вновь вернулся в Чечню, тем более что снова появились сведения, что сын вроде бы жив, находится в горах. Исследования в Челябинске, куда так же были отправлены фрагменты тела, не подтвердили личности Руданика и Олимпиева. В октябре 1998 года открылся генетический центр 124 лаборатории в Ростове-на-Дону, эксперты которой стали проводить исследования уже там. К тому времени Петр Ильич вернулся в Псков, но ненадолго. Из Чечни ему позвонили матери, разыскивающие своих сыновей, и сказали, что боевики могут предоставить еще фрагменты, в частности лицевой части, которая отсутствовала на одном из черепов, но прося выкуп. И он опять собрался в дорогу. По пути заехал в Ростов, где в лаборатории ему сообщили, что фрагменты тел ребят при эксгумации перепутали. У сына Петра Ильича была родовая травма, по которой специалист антрополог выяснил, что форма головы и шеи совпадают. Теперь ехать в Чечню Петру Ильичу больше уже не надо было. Было точно установлено, что Андрей погиб от огнестрельного пулевого ранения.

Все эти страшные злоключения Петра Петровича при поисках сына демонстрируют и всю трагичность той войны, и отношение государства к своим защитникам.

За время службы Андрея на Северном Кавказе он был награжден знаком отличия в службе и медалью за ратную доблесть.

Заключение.

Нам удалось проследить биографию Андрея Петровича Олимпиева и выяснить факторы, сопутствующие становлению его как личность, которые повлияли на его поступки и решения в будущем. Это был не сверхчеловек, а обычный гражданин России, который выполнил свой долг перед Родиной.

Ровно 20 лет назад, началась война, она была очень страшной. Когда-нибудь, людям, развязавшим ее, определят меру наказания, но сейчас дело даже не в этом. Во-первых, мы почти ничего не знаем об этой войне. Во-вторых, солдаты, офицеры, все те, кто подставлял себя под пули боевиков, были настоящими героями и славы заслужили не менее, чем ветераны Великой Отечественной войны. Наша страна воевала много, но такого количества казенного равнодушия не было никогда. Это показала посмертная судьба Андрея и мытарства его отца. И если мы победили в этой войне, то только лишь благодаря солдатам и офицерам, среди которых был и Андрей Олимпиев. Они выполнили свой долг перед страной, но вернула ли она им свой?

Список литературы.

«Не приведи Господи пережить такое…». //Новости Пскова. 22 апреля 1999 г.

«Олимпиевы объединили всех». //Новости Пскова. 22 апреля 1999 г.

Отец солдата. //Наше время». Газета Ростовской области, № 48-49, 19 марта 1999 г.

Чеченский след. //Курьеръ. Псков – Великие Луки» №49 (154), 7 декабря 2005 г.

Интернет-ресурсы:

http://on-infantry.narod.ru/teror/warchech.htm

http://chechna.com/index/0-4

Опрос.

Определенной группе людей предложили просмотреть фильм посвященный памяти Андрея Олимпиева. По окончанию просмотра, им было предложеноответить на заранее подготовленные вопросы.

Вопрос.

Как вы оцениваете фильм, посвященный памяти Андрея Олимпиева ?

Из 100 % опрашиваемых

87 % оценили фильм положительно, ограничиваясь лишь одной характеристикой, такой как, например впечатляющий, хороший, запоминающийся

13 % опрошенных были поражены героизмом русских солдат

Вопрос.

Что вас больше всего впечатлило, что вам больше всего запомнилось после просмотра данного фильма ?

70 % отметили красоту стихотворения, которое Андрей Олимпиев посвятил своей матери на день рождения

9 % хорошо запомнили интервью с родителями Андрея Олимпиева

9 % оценили вышеупомянутые интервью и стихотворение

4 % запомнили письма матери

4 % воодушевил героизм русских солдат

4 % заинтересовали главари чеченских банд

Вопрос.

Знаете ли вы подобные истории ?

30 % не слышало подобных историй

63 % знают достаточно таких историй

7 % подчеркнули очевидность данного вопроса фразой « да, конечно »

Вопрос.

Каково ваше отношение к чеченской войне в целом ?

9 % решили воздержаться от ответа

30 % отметили, что война несет в себе много негатива

14 % ограничились в своем ответе одной лишь фразой, которая во всех ответах хоть и была разной, но несла в себе отрицательное отношение

Вопрос.

Как вы считаете, какую роль играет семья в судьбе военного человека ?

4 % высказало свое мнение об отрицательной роли в семье военного человека

34 % отметили, что семья является поддержкой и опорой

62 % считают, что семья в судьбе играет очень важную и большую роль

Вопрос.

Как вы считаете, каково было отношение государства к русским солдатам ?

39 % оценили отношение как плохое

30 % опрошенных, не были никогда заинтересованы этим

9 % считают, что отношение было «средним»

9 % высказали свою точку зрения о том, что в то время на армии экономили, что мы можем понять из рассказов о поисках умерших солдат

4 % считают, что раньше армия была другая

9 % высказали свое негативное отношение, такими фразами как « относились как к мешкам с картошкой », « использовали в своих целях »

Предыдущий:

Следующий: