примерный вариант экзамена

Демонстрационный вариант экзамена по русскому языку.

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) донельзЯ       2) взЯла           3) граждАнство              4) нАверх

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. 4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.2) у меня возник интерес к этой  проблеме.3) требуются конкретные примеры.4)  мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений. 3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

А7 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

1) 1,2,3      2) 2,3,4      3) 1,3      4) 1,2,4

А8 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

А9 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

А10 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) произнос..шь, преобразу..мый2) относ..шься, распущ..нный3) засмотр..шься, замет..вший4) перекин..шь, сломл..нный

А11 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. никел..выйБ. достра..ватьВ. приветл..воГ. оскуд..вать

1) А, Б, Г       2) А, Б, В       3) В, Г       4) А, Г

А12 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

А13 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

А14 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А15 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4 2) 1, 23) 3, 44) 1, 2, 3, 4

А16 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

1) 1, 2, 3, 42) 1, 33) 1, 24) 3, 4

А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

А18 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А19 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1) 1, 42) 2, 33) 1, 34) 2, 4

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1, 2, 3, 42) 1, 23) 3, 44) 2

Прочитайте текст и выполните задания В1—В12.

Предлагаемый вам текст принадлежит

перу известного русского поэта

К. Бальмонта (1867—1942).

В 1920 году Бальмонт уехал из России.

Умер на чужбине, во Франции.

(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

(2)Я уехал на полгода и не вернулся. (З)Зачем бы я вернулся? (4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? (5)Нет, я этого не хочу.

(6)Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. (7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. (8)Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. (9)Я поэт. (10)Я не связан. (11)Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. (12)Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (14)Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

(По К. Бальмонту)

В1. Как Бальмонт объясняет своё нежелание вернуться в Россию?

В послереволюционной России у него не было ни друзей, ни родных.

Той России, которую он любил, уже не существовало.

Только за границей он чувствовал себя свободным, ничем не связанным.

В России он не имел возможности публиковаться.

В2. Определите стиль и тип речи текста.

научно-популярный стиль; повествование

художественный стиль; описание

художественная публицистика; рассуждение

разговорный стиль; рассуждение

В3.Какое из перечисленных слов употреблено в тексте в переносном значении?

друзья (предложение 7)

мать (предложение 11)

болотный (предложение 12)

музыка (предложение 13)

В4. В каком предложении использован эпитет?

1) 7 2) 13 3) 14 4) 4

В5. Из предложений 6—9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В6. Из предложения 7 выпишите все одушевлённые существительные.

В7. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В8. Среди предложений 7—14 найдите сложное, одна из частей которого является неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.

В9. Среди предложений 7—14 найдите предложение, в котором есть уточняющее обстоятельство и обособленное определение. Напишите номер этого предложения.

В10. В последнем абзаце найдите сложноподчинённое предложение, в котором используется и последовательная, и параллельная (соподчинение) связь между придаточными. Напишите номер этого предложения.

В11. В каких предложениях повтор используется и как средство связи, и как средство выразительности? Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

В12. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в последнем абзаце. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

анафора

ряды однородных членов

лексический повтор

риторическое обращение

синтаксический параллелизм

Предыдущий:

Следующий: