реакция и освободительные движения 8 класс

Каковы, согласно документу, цели создания

Священного союза?

2. Какова позиция документа в отношении цар-

ской власти?

3. Определите, что, согласно документу, явля-

ется основами прочного мира?

4. Сделайте вывод, почему заключенный союз

получил название «Священный».

Реакция и освободительные

движения

Внутрипредметные связи. Венская система.

«Сто дней Наполеона». Либеральные идеи английских и

французских просветителей конца XVII—XVIII в.

(Дж. Локк, Ш. Монтескье). Политика как область власт-

ных отношений.

Основные факты и понятия. Усиление реакции.

Либерализм и его основные идеи. Нации и национальности.

План урока

1. Обстановка в Европе после Венского конгресса.

2. Либерализм как течение общественно-политической

мысли и политическое движение.

3. Основные идеи либерализма.

4. Нации и национальности.

Ход урока

1. Учитель кратко характеризует обстановку в Ев-

ропе после завершения работы Венского конгресса. Важно

подчеркнуть связь между усилением реакции в большинст-

ве европейских государств и ростом либеральных настрое-

ний в обществе. На этом этапе можно использовать зада-

ния 10 и 12 на с. 18 в рабочей тетради.

2. Далее учитель вводит понятие «либерализм»,

опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания. Для это-

го можно использовать беседу, вопросы которой позволят

ученикам вспомнить материал 7 класса. Эти вопросы мож-

но также предложить в качестве опережающего домашнего

задания.

1. Что означает в переводе с латинского языка

слово «либерализм»?

2. После двух революций в конце XVII в. в Анг-

лии сложилась либеральная монархия. Что она

собой представляла? Какие главные идеи лежа-

ли в ее основе?

3. Каких просветителей конца XVII—XVIII в.

вы помните?

4. Назовите основные идеи Просвещения. Ка-

кие из них можно назвать либеральными?

5. Как идеи Просвещения воплощались в реаль-

ной жизни XVIII столетия?

Затем учитель показывает принципиальное отличие либе-

рализма конца XVII—XVIII в. от либерализма XIX в. Рассуж-

дения можно отразить на доске в виде небольшой таблицы.

37

ние работы с материалом при изучении § 8).

Первый вариант

Прочитайте в учебнике пункты «Свобода и равнопра-

вие», «Равноправие и фактическое неравенство», «Требо-

вание конституции» и «Ограничение избирательных прав»

и выпишите в виде перечисления главные идеи либерализ-

ма. Объясните, как вы их понимаете.

В результате работы учащиеся в тетрадях записывают

следующие положения:

1. Свобода — главное право человека и гражданина.

2. Основные свободы — это свобода слова, печати, кри-

тики правительства, выбора профессии, места жительства,

хозяйственной деятельности.

3. Равноправие граждан не предполагает уравнение их

имущественного, служебного и политического положения.

4. Защита прав человека.

5. В государстве конституция должна ограничить

власть монарха, введя разделение властей.

6. Справедливость существования имущественного

ценза в отношении избирательных прав.

38

Второй вариант

Прочитайте в учебнике пункты «Свобода и равнопра-

вие», «Равноправие и фактическое неравенство», «Требо-

вание конституции», «Ограничение избирательных прав»

и заполните столбец таблицы «Либеральное и демократи-

ческое движение в первой половине XIX в.», относящийся

к либеральному движению (заполненную таблицу см. во

втором варианте изучения темы «Зарождение демократи-

ческого движения. Демократия в Америке»).

В ходе проверки выполнения задания учащиеся по оче-

реди читают каждый пункт и комментируют его.

4. Последняя часть урока посвящена соотнесению

понятий «нация» и «национальность». Определения этих

терминов даны в словаре терминов и понятий в конце учеб-

ника, а также разъясняются в тексте параграфа. Важно от-

метить, что появление национальной идеи стало новой чер-

той европейского общества XIX в., а также подчеркнуть

отношение к ней либералов и правительств европейских

государств.

После объяснения можно предложить учащимся несколь-

ко вопросов на закрепление данного материала. Если вре-

мени на уроке недостаточно, разбор данного материала

можно оставить в качестве домашнего задания.

Вопросы и задания для учащихся

1. Сформулируйте различия понятий «нация» и «наци-

ональность».

2. В монархии Габсбургов жили люди одной или мно-

гих национальностей?

3. Франция была многонациональным или однонацио-

нальным государством?

4. Приведите примеры национальных государств.

5. Почему вопрос о национальности стал таким акту-

альным в начале XIX в.?

6. Как либералы могли бы относиться к идее нацио-

нальной независимости?

Предыдущий:

Следующий: