русский 7 класс

7 класс Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

1. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?

2. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

3. Выделите значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.

4. Определите, сколько звуков в словах

я, он, мал, солью, яма, её, возьму, юг, подъезд.

5. Все знают, что «неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, как образованы слова наволшебить и отслониться, придуманные детьми:

1) Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог.

2) Отслонись скорее от стенки!

6. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах

подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

7. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:

· корень, окончание;

· корень, суффикс, окончание;

· приставка, корень, суффикс, окончание.

8. Каково значение и употребление выражения шаром покати?

9. Какие свойства русской лексики использует для создания комического эффекта?

1) Велосипед меня понес, Понес куда-то под откос. Он там остался без колес, А дальше я его понес…

2) Председатель Вова хотел взять слово. Пока вставал, потерял слово.

3) Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил… стакан!

10. Напишите слова, значение которых дано ниже.

1) Место на реке, где ее можно перейти;

2) отверстие вулкана;

3) наука о небесных светилах;

4) место, где скрещиваются улицы;

5) речь, произнесенная одним актером.

7 класс

1

Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Докажите.

2

Каким способом образованы выделенные слова?

Птицы возвращаются весной. Мостовая вела к самому морю. Вокруг озера росли сосны.

3

Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? Выпишите.

Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений?

5

Как объяснить, что в словах: ТРЕНОЖНИК, СТРЕНОЖИТЬ (лошадь), ТРЕНОГИЙ (табурет) пишется буква Е?

6

Расставьте в предложении необходимые знаки препинания, подчеркните слова как члены предложения.

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

7

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Каждый день к докт..ру Айболиту пр..ходили звери лечи(т, ть)ся. Лисиц… крол…ки тюлени …слы в.. .рблюжата все пр.. ходили к нему и…д…лека. У кого б…дел ж…вот у кого — зуб. Каждому докт…р д…вал л…карство и все они сейчас же вызд.. равливали.

Однажды пр…шёл к Айболиту бе…хвостый к…злёнок и доктор пр…шил ему хвост.

А потом из д…лекого леса пр.. шла, вся в сл..зах, медвед…ца. Она жал..бно ст…нала и хныкала: из лапы у неё т…рчала большая заноза. Доктор выт..щил занозу промыл рану и смазал её своей чудодействе(н, нн)ой мазью.Боль у медвед…цы с…ю же

м..нуту прошла.

— Чака! — закр…чала медвед…ца и весело поб…жала домой — в б…рлогу к своим медвежатам.

А потом пр…шли два цыплёнка и пр…вели индюка который отр…вился гр…бами

п…ганками.

Каждому каждому д… вал доктор лекарство и все в тот же миг вызд…равливали и каждый говорил ему «чака».

8

Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме. Ор(?)ентир, и (л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз..мпляр, тр..буна, конве..р, ад…ютант, к..м..тет, ..тм..сфера, пр..т..ндент, о(к,кк)упация, х..р..ктеристика, пр..з..дент, ..гре(с,сс)ия.

1. Для того, чтобы не заблудиться выбрать правильное направление, нужны _____________.

2.Пространство с четко очерченными границами называю ___________________.

3.Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют _____________________.

4.Большая удача для коллекционера – приобрести редкостный ___________________.

5.На должность, даже на руку и сердце нужно найти ___________________.

6.желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему _____________________.

7.Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть _______________________.

9

Какое слово (слова) образовано от славянского слова ОКО, имеющего значении «глаз»? Выпишите. Аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

10. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

Предыдущий:

Следующий: