скинь 10 классу

НАЧАЛО НАШЕЙ ИСТОРИИ

Задание: Внимательно прочитайте текст, сопоставьте данную информацию с материалом учебников и ответьте (устно) на предложенные в конце текста вопросы.

Исторические памятники окружают нас повсюду. Например, в центре Москвы возвышается Кремль. Его стены были возведены пять столетий назад, при Иване III, в те годы, когда Колумб приплыл в Америку, Васко да Гама добрался до Индии, а Русь сбросила иго Орды.

Чтобы увидеть более древние строения, надо отправиться в Новгород или Киев: там стоят Софийские соборы, построенные при Ярославе Мудром в 11 веке. (Тогда Русь одолела печенегов; в Киеве началось наше летописание; западные европейцы в те годы еще не начинали крестовые походы, а норманны еще не завоевали Англию, но уже поселились в Гренландии и Северной Америке.) Однако название наших первых храмов (по-гречески София значит «мудрость») пришло к нам из более давних времен, из 6 века, когда, видимо, еще не было Руси. Тогда в Константинополе по приказу императора Юстиниана был возведен храм Святой Софии. Он стоит и по сей день, хотя давно уже нет ни Византийской империи, ни города Константинополя, который теперь называется Стамбулом и стал столицей Турции в 15 веке.

Вообще имена живут дольше, чем понятия, обозначаемые ими. Например, мы произносим имя Алексей и не думаем, что оно греческое (что значит «защитник»), что люди с таким именем жили в Элладе еще 30 веков назад. Или имя Сергей: оно значит «высокий» и пришло к нам из Рима. Однако происхождение этого слова не латинское, а более древнее — этрусское: от этрусков первые римляне переняли свою письменность и религию. Имена Алексей и Сергей попали в русский язык через христианскую церковь в 10 веке, когда произошло крещение Руси.

Есть в русском языке и более древние имена, например Таисия и Сидор. Они пришли к нам (тоже через греков-христиан) из Древнего Египта, им около 5 тысяч лет. Та-Йсис означает «земля Исиды», а Сидор (от Исидор) — это «дар Исиды». Богиня Исида в Египте считалась женой Осириса, бога умирающей и воскресающей природы, и матерью бога Солнца — Гора.

Другое древнейшее имя Тамара вавилонского происхождения, и значило оно «финиковая пальма». Многие древнееврейские имена пришли из Библии: Михаил, Семен, Иван, Мария, Анна. Есть у нас и шумерские имена, например Нина и Кирилл. Слово Нин значило «хозяин, владыка» — так шумеры называли своих богов и богинь. Имя Кирилл, видимо, прошло более сложный путь, через три языка. Вначале было шумерское слово гуруш, и значило оно «мужчина, воин, молодец». Персы сделали из этого слова имя Куруш — так они называли своего первого царя (Кира). Греки называли этого царя Кюрос, и до сих пор это слово по-гречески значит «господин». Иллуменьшительный суффикс, так что имя Кирилл значит «сын хозяина».

Историческими памятниками оказываются не только здания, надписи и имена, но и языки современных и древних народов. Они восходят к неолиту, той далекой эпохе, когда жители Ближнего Востока впервые освоили земледелие и скотоводство. Изобилие пищи привело к быстрому росту населения: небольшие племена превратились в крупные народы, говорящие на схожих между собой языках. Это сходство заметно до сих пор, хотя не во всех случаях можно выяснить, произошли ли два современных языка от одного древнего языка или от совсем непохожих языков, чьи носители жили рядом и тесно общались, заимствуя друг у друга отдельные слова и грамматические конструкции.

Современные лингвисты проследили древние связи между большими языковыми семьями: индоевропейской, афразийской (или семито-хамитской) и еще более крупными — ностратической и синокавказской. Сейчас на языках этих семей говорит больше половины человечества.

Афразийские языки распространены на Ближнем Востоке и боль-Шей части Северной Африки — от Египта и Эфиопии до берегов Атлантики. Самый известный язык этой семьи — арабский; на нем написан Коран — священная книга мусульман. Из древних языков в афразийскую семью входили древнеегипетский, аккадский (древневавилонский), финикийский и иврит (древнееврейский). Народы этой семьи создали древнейшие письменности — иероглифы, клинопись — и, видимо, первые города (например, Иерихон в Палестине в VI тысячелетии до н.э.).

Ностратйческая семья языков включает языки всей Европы и большей части Азии (кроме Дальнего Востока). Самая известная ветвь этой семьи — индоевропейская. В нее входят славянские, германские, балтийские языки (к которым относятся соответственно русский, немецкий и литовский), а также романские (такие, например, как французский) и кельтские (такие, например, как ирландский). Кроме них, в индоевропейскую семью входят греческий язык, некоторые языки Закавказья (например, армянский и осетинский), Ирана и Средней Азии (персидский, таджикский), а также Северной Индии (хинди).

Видимо, древние индоевропейцы первыми приручили лошадь, научились запрягать ее в колесницу, а позднее — ездить верхом. В результате они первыми заселили Великую степь Евразии и почти все прилегающие земли. Первый известный нам по имени индоевропейский народ — хетты. Жили они в центре Малой Азии, порой вторгались в Двуречье, воевали с Египтом в эпоху Рамзеса II (в 13 в. до н.э.)

Ираноязычные кочевники — скифы создали в 9 веке до н.э. первое государство в Причерноморье. Их наследники — сарматы и аланы (близкие родственники древних парфян, предки современных осетин) основали на рубеже новой эры первое поселение на месте Киева. Вероятно, слово Русь происходит от аланского слова роухш«светлый». Имена рек Дон, Днепр, Дунай также происходят от аланского слова дон — «вода».

Другая крупная ветвь ностратической семьи — уральская. В нее входят языки ненцев, хантов, манси, а также венгров и многих народов Поволжья (удмуртов, мордвы, марийцев), Прибалтики (эстонцев) и Северной Европы (финнов, карел, коми и саамов). В начале новой эры народы этой языковой группы населяли, видимо, всю лесную полосу Восточной Европы. Позднее сюда пришли с запада славяне; местные племена смешались с ними, усвоив новый для себя русский язык. Летопись сохранила имена этих племен: меря, мурома, весь, чудь, водь. Много слов из этих исчезнувших языков сохранилось на карте России: Москва, Вологда, Ладога, Муром; реки Нева, Ока, Нерль, Яуза; озера Неро, Ильмень, Онежское, Чудское.

Еще одна большая ветвь ностратической семьи — алтайские языки. В средние века носители этих языков (гунны, тюрки, монго-| лы) распространились по всей Степи, вытеснив или подчинив кочевников-индоевропейцев. С тех пор большая часть народов Средней азии говорит на тюркских языках. Таковы алтайцы (теленгйты и телеуты), тувинцы, хакасы, киргизы, казахи, уйгуры, узбеки, туркмены. Тюркоязычные народы живут на Кавказе (турки, азербайджанцы, балкарцы, кумыки), в Поволжье (башкиры, татары, чуваши) и в Сибири (якуты).

Другая ветвь алтайских языков — монгольская — охватывает центр Азии и восточную часть Великой степи; в нее входят языки монголов, бурит, калмыков, ойратов. Третья ветвь — тунгусо-маньчжурская — распространена в Приамурье и Сибири; в нее входят языки маньчжур, эвенков, нанайцев, удэгейцев. К алтайской семье примыкают также корейский и японский языки, хотя они подверглись сильному влиянию китайского языка, который не родствен алтайским языкам.

В состав ностратической семьи входят и другие крупные ветви: картвельские языки (среди них грузинский) и дравидийские (телугу, тамильский и другие языки Южной Индии). На дравидийских языках говорили создатели первой цивилизации в долине Инда — строители городов Хараппа и Мохенджо-Даро, впервые приручившие слонов. Возможно, в дравидийскую семью входил и язык древнего Элама. Проследить родство языка древнего Шумера с другими языками древности или наших дней пока не удалось, хотя в русском языке сохранились отдельные шумерские слова. Например, слово руда, видимо, происходит от шумерского у руду — «медь, металл», а слово темя — от шумерского тёмен — «середина, опора». Шумеры были первыми металлургами и строителями.

Интересные связи обнаружены недавно между некоторыми языками Кавказа (абхазско-адыгскими) и большой сино-тибётской семьей, на языках которой говорят народы Китая, Тибета, Бирмы и части Индии. Ясно, что все эти несхожие между собой народы, принадлежащие к разным расам, не могут быть в близком родстве. Но сходство языков доказывает, что часть предков современных китайцев и тибетцев несколько тысяч лет назад жила рядом с предками современных абхазов и адыгов, чеченцев и аварцев, древних урартов и хурритов. Видимо, жили они где-то в Закавказье, а потом часть их переселилась в горы Кавказа (наверное, под давлением соседей). Другая часть изгнанников постепенно переселялась все дальше на восток; там они научились выращивать новые полезные растения (просо, коноплю, рис) и участвовали в создании китайской цивилизации в долине реки Хуанхэ.

Каждый язык, древний или современный, — это памятник одного народов, живших на Земле или живущих сейчас. Известно, что народы не вечны: они возникают и исчезают спустя несколько веков, все это — по каким-то природным законам, которые нам еще не ясны. Например, римляне как народ появились, видимо, в 7—6 веках до н.э. и исчезли в 4—5 веках н.э. вместе с гибелью Римской империи. Современный итальянский народ сформировался на тех же землях гораздо позже, в 10—11 веках, когда потомки римлян, готов, франков, лангобардов, арабов и норманнов научились мирно уживаться друг с другом и отличать «своих» от «чужих» (например, от заальпийских германцев и французов или от заморских «ромеев» — византийцев).

Похожие события происходили на землях будущей России, притом неоднократно. Русский народ формировался, видимо, дважды: сперва (в 7—8 вв.) вокруг Киева, потом (в 13—14 вв.) вокруг Владимира, Москвы и Твери. Белорусский народ сложился в 14—15 веках на западных землях Руси, отколовшихся в результате монгольского и литовского завоеваний. Литовский народ сформировался в 13—14 веках, когда многие родственные балтийские племена сплотились для отпора рыцарям-крестоносцам. Украинский народ сложился позже, в 16—17 веках, когда Украина обособилась от Польши, Московской Руси и Крымского ханства.

Все эти процессы образования народов происходили на стыке двух главных ветвей христианской цивилизации — православия и католицизма. Сходные процессы шли дальше к востоку — на стыке православия с исламом. Так, в 14—15 веках в Среднем Поволжье сформировался новый татарский народ; он объединил в себе потомков монголоязычных завоевателей, тюркоязычных булгар и половцев, русских и представителей разных народов Средней Азии. Эти последние принесли в Поволжье свою религию — ислам. Позднее, в 16 веке, Поволжье было подчинено Московской Русью, так что разнообразие языков, религий и культур в этом районе стало еще больше.

Народы Средней Азии тоже имеют разный возраст. Все они входят в сферу одной исламской цивилизации, но распад Арабского халифата шел медленно: разные народы выделялись из него в разные века. Первыми обособились таджики: в конце 9 века они создали вокруг Бухары свое царство Саманвдов, сохранив свой древний язык (родственный персидскому) и приняв персидское имя (тадж значит «корона», а таджик— «коронный воин, гвардеец»). Узбеки проявили свое единство позже: в 14 веке они составили ядро армии и державы Тимура, а позднее, в конце 15 века, после распада Золотой Орды, они приняли имя узбек в честь знаменитого хана Узбека, сделавшего ислам государственной религией Орды. Еще позже, в 18 веке, объединились туркмены — наследники Древних парфян, постепенно перенявшие религию арабов и язык тюрок — создателей великой кочевой державы, объединившей всю Степь в 6—7 веках.

Другие наследники парфянской культуры — армяне приняли христианство еще в 4 веке, чтобы отстоять свое единство от натиска Персидской империи. Позднее армяне вошли в круг византийской культуры и сумели сохранить свою самобытность даже под властью исламских турок — сельджуков и османов. Сходной оказалась судьба грузинского народа, хотя он объединился значительно позже: крещение Грузии завершилось лишь в 11 веке. Совсем иначе выглядит история Азербайджана. Эта страна была частью древней Мидии, потом подпала под власть персов, затем вошла в состав Арабского халифата и, наконец, приняла язык новых завоевателей — турок, сохранив, однако, персидский вариант ислама (шиитское вероучение, в отличие от суннитского, которое приняли турки).

Такой сложной и пестрой была история народов, населявших Россию и соседние земли. Несомненно, эта сложность и разнообразие сохранятся и впредь, независимо от воли правителей или технического прогресса. В таких условиях каждому гражданину России нужно уметь сотрудничать с представителями иных народов и культур: быстро перенимать их лучшие достижения, щедро делиться своим знанием и умением, гасить конфликтные ситуации до серьезных вспышек. В 17 веке наши предки, пережив тяжелейшую гражданскую войну (Смутное время) и встретившись в Сибири с десятками новых народов — представителей многих разных цивилизаций, сумели быстро договориться с ними и расширить свое Отечество от Урала до Тихого океана.

Мы сейчас оказались в сходной, но все же более благоприятной ситуации: возможность восстановить содружество народов России пока не упущена, хотя воплощение этой мечты требует огромного труда, всенародного и квалифицированного. Хорошее понимание истории своего Отечества и его традиционных партнеров — одно из условий успеха в этом необходимом деле.

Начало Руси

Славянские племена начали массовое расселение по Восточной Европе в 6 веке. Этот процесс растянулся на три столетия. Племя полян пришло с Карпат на берега Днепра и заселило города Киев, Чернигов, Переделав, Галич. Племя кривичей основало Смоленск, Полоцк, Туров, Минск и заселило будущую Белоруссию. Северные земли заселили словене и кривичи — там возникли города Русса, Ладога, Псков. Новгород образовался позже, видимо, в 10 веке, когда на берегу Волхова срослись вместе три племенных поселения словен, кривичей и мери. Позднее эти поселения стали считаться разными»концами» Новгорода: Славенский, Людин (или Гончарный) и Неревский концы. С этого времени Восточная Европа стала «страной городов», подобно Древней Элладе. Каждый город становился центром маленького или большого княжества со смешанным населением. Города стояли по берегам значительных рек — других дорог в центре и на севере вовсе не было, а на юге пути через степь были опасны из-за набегов кочевников.

Славяне быстро смешивались с местным населением — ирано-язычными племенами на юге, финно-угорскими на севере, балтоязычными на северо-западе. Видимо, до 9 века разные города не объединялись в крупные государства — для этого не было веских причин. Слово «Русь» в 8—9 веках обозначало только область вокруг Киева; лишь в конце 10 века, после подчинения почти всех славянских городов киевским князьям, Русью стали называть все земли восточных славян.

Первоначально славянский город был центром, где жила племенная знать (старейшины — главы родов и князь — глава военной дружины), а также ремесленники (кузнецы, гончары), обслуживающие племя. В это время международной торговли в Восточной Европе почти не было — мешали войны и переселения племен. Но со второй половины 8 века наступил относительный мир и по рекам на север пошли караваны купцов из Византии и Арабского халифата. Южные купцы выменивали северное сырье (меха, кожи, зерно, янтарь, воск, мед, моржовую кость), а также рабов на ремесленные изделия из стран Ближнего Востока. Эта торговля способствовала расцвету ремесел в славянских городах и межгородской торговле вдоль крупных рек: Днепра, Десны, Западной Двины, Волги, Оки. С этого времени поддержание мира и единой власти во всех городах вдоль торгового пути становится важным делом для множества местных жителей — ремесленников, купцов, племенных старейшин и князей. Так открылась возможность государственного объединения’ будущей Руси.

В управлении русского города-государства в 8—10 веках главную роль играли три силы: вече, бояре и князь. Вначале вече было общим собранием воинов, то есть всех взрослых мужчин, а позднее — собранием всех полноправных жителей города (видимо, таковыми считались владельцы домов, т.е. главы семей). Слово боярин вначале,] видимо, означало родового старейшину — главу большой группы] родичей-граждан. Потом боярами стали называть самых выдающихся] (по славе, власти и богатству) граждан, которые имели зависимых, людей — челядь, холопов. Боярами становились военачальники,! крупные землевладельцы, самые богатые купцы или владельцы ремесленных мастерских. Слово «князь» значило «знатный воин», «воевода». Сначала князь был выборным главой городского ополчения, потом стал еще и главой наемной дружины. Роль князя росла по мере усложнения городской политики: он решал те дела, которые вече и бояре не могли решить между собой. Тройная система власти «вече — бояре — князь» была очень устойчивой. Любые две из этих сил могли обуздать третью, если они сговаривались, а если все три силы были заодно, то все горожане выступали как один и совершали большие дела.

В 9 веке на Руси появились викинги, или варяги. Это древнескандинавское слово значит «воин», то есть варяг — не национальность, а профессия. Так славяне называли жителей Скандинавии и Балтии, которые приплывали на Русь с севера и плыли по рекам на юг к источнику сказочных богатств — Константинополю или Багдаду. Варяги воевали или торговали — в зависимости от того, что выгоднее. В Западной Европе викинги больше грабили, потому что торговать там в 9—10 веках было почти нечем (ремесла пришли в упадок с гибелью Западной Римской империи), а в случае военной неудачи на берегу легко было уйти в море. На Руси варягам выгоднее было поддерживать мир с местными жителями. Многие варяги, осев в городах, поступали на военную службу к местным князьям или становились купцами. Иногда вожди варягов сами становились князьями (так случилось в Ладоге, Новгороде, Киеве).

Варяги (как и славяне) привыкли общаться с людьми, говорящими на разных языках и исповедующими разные религии. Поэтому они легко уживались вместе; варяги, осевшие на Руси, через одно-два поколения полностью уподоблялись славянам. С середины 11 века варяги на Русь уже не приплывали, и вскоре на Руси их вообще не осталось.

В 7—8 веках жители Киева платили дань хазарам, столица которых (Итиль) стояла в устье Волги. Но в 730—740 годах хазары вели долгую неудачную войну с арабами. Возможно, что в это время киевлянам удалось добиться независимости. В начале 9 века Киев уже был сильной державой и воевал с Хазарией. В 834 году хазары построили на Дону крепость Саркел для защиты от нападений с севера и запада. В это время через Русь плыло на юг множество варягов; видимо, киевские князья использовали их в войнах с Хазарией. Возможно, что Киев был в союзе и с другими врагами Хазарии — кочевыми мадьярами (венграми), которые в это время переселялись с Южного Урала в будущую Венгрию через степи Причерноморья.

Арабские летописцы 9 века называют киевского правителя «каган-рус», а других независимых владык Восточной Европы — «каган-хазар», «каган-авар» и «каган-булгар». Значит, Киев тогда считался Уже великой державой. Царский титул «каган» киевляне переняли от хазар; он считался выше титула «князь». Владимир Креститель и Ярослав Мудрый назывались каганами. Позднее этот титул был забыт на Руси.

Согласно преданию, в Новгороде в 859 году власть ненадолго захватили варяги, видимо, вследствие межплеменных усобиц. Изгнав их, новгородцы в 862 году призвали Рюрика, варяжского вождя из Балтии, мать которого (по легенде) была дочерью прежнего новгородского князя. После смерти Рюрика его соратники уплыли в Киев, который был ближе к Византии и поэтому богаче.

В Киеве в середине 9 века, по преданию, правил варяжский князь Аскольд, который провел в 860 году удачный грабительский набег с русами и варягами на Константинополь. В 882 году из Новгорода в Киев приплыл соратник Рюрика Олег. Он убил Аскольда и сам стал киевским князем. По требованию киевлян Олег повел решительную борьбу с Хазарией. Он подчинил Киеву Смоленск, Чернигов и ряд других городов и племен, которые раньше платили дань хазарам. Так началось военное объединение земель Восточной Европы вокруг Киева. В это же время в Киеве появились первые христиане — из Византии или из Болгарского царства.

Вопросы:

1. Придя в 6 веке на берега Днепра, славяне уже знали, что такое городская жизнь. Где и когда они к ней привыкли?

2. Почему славяне, заселившие в 6 веке Балканский полуостров, вскоре подчинились византийцам, а затем болгарам, а славяне, переселившиеся на Днепр, сами подчинили местных жителей?

3. На каких языках говорили народы — соседи славян, расселившихся по Днепру? Какие языки появились здесь позже?

4. На каких языках говорили жители Новгорода в 9.веке?

5. Какой торговый путь древнее: «из варяг в греки» или «из варяг в персы»?

6. Пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы» были проложены купцами с юга. Почему же они называются «наоборот»?

7. Подчинение Галлии франками в 5 веке сопровождалось жестокими войнами. Заселение славянами Поднепровья в 6—7 веках происходило, видимо, без больших войн. Как вы думаете, почему?

8. Какая из трех городских властей (вече, бояре, князья) старше? Какая моложе? Почему?

9. В Западной Европе о викингах шла слава как о страшных разбойниках. А на Руси и в Византии варягов не любили, но и не боялись. Почему?

10. В 7—8 веках Киев платил дань хазарам, в 9 веке киевляне стали успешно воевать с Хазарией, а в 10 веке разгромили ее. Почему так получилось?

Предыдущий:

Следующий: