теория литературы билеты

Вопрос №5 Поэтика Буало как выражение художественно эстетических взглядов эпохи

Творчество Буало — крупнейшего теоретика французского классицизма, обобщившего в своей поэтике ведущие тенденции национальной литературы своего времени, — падает на вторую половину 17 века.  Никола Буало, Буало-Депрео, французский поэт, критик, теоретик классицизма. Выходец из буржуазно-чиновничьей среды. Изучал в Сорбонне богословие, затем право. Буало отстаивал превосходство древних над современными авторами. Основные эстетические принципы французского классицизма сформулированы Буало в поэме «Поэтическое искусство» (1674). Эстетика Буало проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу своей поэтики принцип «подражания природе», Буало ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего всё индивидуальное, изменчивое. Согласно Буало, такой характер «подражания природе» был присущ античному искусству, которое рассматривается им как абсолютная эстетическая норма (Аристотель, особенно Гораций). Буало устанавливает незыблемые правила «хорошего вкуса», народную поэзию третирует как искусство «вульгарное», «варварское», «площадное».  Буало испытал на себе влияние философии рационализма, в особенности воззрений Р. Декарта (1596-1650). Вслед за Декартон он установил иерархию жанров, выработал правила трех единств: стремясь подчинить творчество законам гармонии и симметрии. Он полагал, что все герои на классической сцене, независимо от своего общественного положения, обязаны изъясняется изящно и быть галантными. Эстетическая теория приняла сословный и догматический характер. Поэтика Никола Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 веков многих европейских стран. В России эстетике Буало следовали Кантемир, Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, который в 1752 году перевёл «Поэтическое искусство» на русский язык. «Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе,Но рифма не должна со смыслом жить в разладе;Меж ними ссоры нет и не идет борьба:Он  — властелин ее. она — его раба.Коль вы научитесь искать ее упорно,На голос разума она придет покорно».«Так пусть же будет смысл всего дороже вам.Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!»

  АФОРИЗМЫ  НИКОЛА БУАЛОКто ясно мыслит, ясно излагает. Всякий глупец найдет еще большего глупца, который станет им восторгаться.Безделье — мучительное бремя

Вопрос № 7Вклад Гегеля в развитие литературно-эстетической мысли

Более глубокое изложение историзма мы находим в лекциях по эстетике Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831).Гегель выделяет три исторические формы развития искусства — символическую. классическую, романтическую. Правда, немецкий философ ищет источник движения в абсолютном духе, но тем не менее этапы развития искусства он устанавливает непроизвольно, а на основе глубокого изучения их реально-исторического содержания, что подкреплялось стремлением Гегеля согласовать свою систему с фактами живой истории. Объявив предметом поэзии идею в ее чувственном выражении, Гегель тем самым облегчал художнику доступ в реальный мир, давая ему право на изображение глубин действительной жизни. «Всякое чувство и всякая страсть, всякий глубокий сердечный интерес, вся конкретная жизни, — пишет Гегель образует живой материал искусства…»

Гегель борется за содержательное, идейное значение искусство, проникающее в духовные истоки жизни. Поэтому типизация их трактуется как основной закон художественного творчества. По новому рассмотрено Гегелем главные эстетические категории (прекрасное, трагическое, комическое формы и содержание), а также основные теоретико-литературные понятия (роды и виды поэзии), средства поэтического языка (сравнение, метафора), условные формы художественного изображения (аллегория, символ) и многие другие. Эстетика Гегеля, несмотря на идеалистический характер, была важной вехой в истории эстетической мысли. По мнению Чернышевского, она послужила переходом от бесплодных схоластических умствований к простому и светлому взгляду на литературу и жизнь.

Гегель научно-диалектически обосновал развитие эпоса, лирики и драмы. Эпоса как объективного, лирики как субъективного и драмы как субъективно-объективного взгляда на мир.

Вопрос № 9 Русский формализм

Литерат -теор. направление, проявившееся в 10-20-х г. и оказавшее влияние не только на становление совр. лит. теории, но и на развитие др. гуманитарных наук, а также на худож. практику (лит-ра, кино, театр). В 1916-25 существовала организация русских формалистов — Об-во по изучению поэтич. языка (ОПОЯЗ), издавались “Сборники по теории поэтич. языка”(1916-19).

Первой работой считается декларация В.Шкловского “Воскрешение слова” (1914). Наиболее известные представители русской формальной школы: Шкловский, Тынянов, Эйхенбаум, Якобсон. Рус. лит-ведение 20-30-х годов в значит. степени определялось влиянием/отталкиванием идей формалистов, в 60-70-е гг. произошло их вторичное принятие рус. культурой.

Рус. форм. школа занимает особое место в истории особого периода рус. культуры — 90-х гг. 19 в.— нач. 30-х гг. 20 в. —промежутка-перехода между двух относительно стабильных эпох: рус. классич. культуры вт. пол.19 в. и советской “классич.” культуры(тоталитарной). Первые попытки изменить сложившийся порядок развития и обществ, функционирования гуманитарных (в данном случае эстетико-филол. и эстетико-иск-ведч.) наук были предприняты символистами, и выдающаяся роль в этом Андрея Белого столь же неоспорима, сколь и вклад Вяч. Иванова и Мережковского в проблематику философии культуры. Однако реальное и успешное изменение традиц. искусствоведения  произошло в рез-те действия двух факторов: материалов и методов новой лингвистики (члены ОПОЯЗа и близкие к нему лингвисты Л. Якубинский, Р. Якобсон, Е. Поливанов), с одной стороны, новая литературно-худож. практика (футур. ориентированные Шкловский и О. Брик, критик эстетич. направления Эйхенбаум) — с другой. теор. достижения языковедов (де Соссюра, И.А. Бодуэна де Куртенэ, позднее Н. Трубецкого), переосмысление трудов филологов Веселовского и Потебни, а также учет работ западных теоретиков искусства (Вёльфлин, О.Вальцель) сделали это возможным. Выдающаяся роль в развитии рус. форм. шк. принадлежит Тынянову.

Обновление, в первую очередь, именно лит-ведения было естественно в русской литературоцентрич. культуре. Характер этого обновления состоял в переносе акцента с нагружения произведения искусства все новыми и новыми значениями и связями (истор., социальными, филос. мистич.) на обнаружение в нем специфич. внутр. смысла, рождающегося из соотношения его элементов и раскрывающего т.о. цель его. устройства и назначения.  Для рус. культурной традиции такие внеидеологичные представления были достаточно новы, но, несмотря на то что они воспринимались как шокирующие, они в целом соответствовали движению общественно-культурного обновления. В дальнейшем эти взгляды перестраивались в сторону отхода от схематизации к развитию идей функциональности и системности худож. средств.

Место рус.форм.шк. в культуре, однако, не ограничивается новизной теор. позиций и конкр.научными достижениями. Весьма существенной в свете совр. культурологич. представлений оказывается связь ее представителей с культ. практикой (художественно-творч. деятельность в лит-ре и кино).

 Кроме создания собственных лит. произведений (Шкловский, Тынянов, Брик и др.) это проявлялось в серьезном влиянии идей Р.ф.ш. на творч. объединения писателей этого периода (ЛЕФ, “Серапионовы братья”, частично ОБЭРИУ), а также в широком резонансе дискуссий о формальном методе, проходивших в 20-е гг. Кроме того, научные представления формалистов воспринимали молодые ученые, слушавшие их курсы в нек-рых учебных заведениях.

 30-е и последующие годы “разгромленные” офиц. марксистской критикой, вынужденно признавшие свои “ошибки” и отброшенные в теор. подполье, формалисты своими историко-лит., историко-худож. и искусствоведч. работами внесли значитительный вклад в культуру советского периода, представляя в ней высокий эталон гуманитарной учености.

Конкр. идеи и гипотезы рус.ф.ш. поддаются расширит. культурологич. толкованию. Так, общеэстетич. понятие отстранения — показа вещи в необычном ракурсе и связях, для того чтобы через “чужое” видение заново осознать ее свойства и качества (“оживить материал искусства”), несомненно является довольно точным указанием на механизм воспроизведения явлений культуры, используемый художником для достижения максимальной выразительности. Материал и стиль, взаимодействие  жанровых форм (притяжение и отталкивание), влияние бытовых и коммерческих условий худож. производства, определение самой фактичности существования произведения искусства — все это, безусловно, является совр.проблемами. В совр. культуре многие понятия, рассматриваемые формалистич. теоретиками, находят новые приложения, в частности в расширяющейся области прикладного искусства(массовая коммуникация, дизайн, мода, реклама, поп- и контркультура, культура потребления).

 Формалистическое (первое!) опосредствование идей совр. лингвистики относительно явлений культуры оказало большое влияние на развитие гуманитарных наук в 20 в. Разл. степень признания этого влияния присутствует в самосознании культурологов Лотмана, В.В. Иванова, Б. Успенского, Р. Барта, Леви-Стросса, Фуко и др. В соответствии с этим совр. достижения эстетики, искусствоведения, этнографии, фольклористики, теории коммуникации и культурологии связаны с передовыми работами рус. формалистов.

 Совершенно новым вкладом Р.ф.ш. в рус. культуру стали присущие ей особые тонус и настроенность — важный фактор, формирующий своеобразие, стиль,который ощущается в трудах ее представителей: дух романтически-возвышенного “мастерового” веселья, цеховой дух поисков оптимизма, весьма новый относительно рус. классич. культуры, а также отличающийся от казенного оптимизма советской гос. пропаганды и потому абсолютно нетерпимый ею.

Вопрос № 27 Предмет и специфика теории литературы

Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. Соответственно литературоведение – наука о литературе. В определенном смысле можно сказать, что лит-ние – это человековедение, поскольку предметом литературоведения является человек, но человек, изображенный в произвед искусства. Лит-ние идет к пониманию ч-ка и мира через худ текст. Помимо этого, предмет теории литературынаиболее общие закономерности литературы и литературного процесса. Этот аспект изучения литературно-художественного сознания, специфичный для теории литературы, обусловливает ее особое, методологическое значение для литературной науки в целом. Опираясь на опыт истории литературы и литературной критики, накапливая собственный опыт обобщающего освоения литературы многих эпох, теория литературы формирует философские основы литературоведения, уточняет и оттачивает его категориально-терминологический аппарат, отрабатывает принципы анализа и критерии оценки художественных произведений. Определяя уровень развития науки о литературе в целом и способствуя росту ее профессионализма, теория литературы предстает «наукой наук» для всех литературоведческих дисциплин.

Теория литературы также рассматривает проблемы образности и художественности литературы, изучает понятия стиля, течения, метода, структуры литературного произведения, жанров и жанровых форм, литературного процесса, особенностей языка художественной литературы, сюжетосложения, стихосложения.

Задачи: более углубленное и функциональное изучение основных литератураведческих категорий (содержание, метод, форма, стиль) Терминологическая задача. Тема –круг явлений. Событий взятых для отображения в произв.

Специфика Т. л. изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика). Основные проблемы Т. л. — методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, проблемы поэтики и т.п. Теория литературы как дисциплина аналитическая неразрывно связана с эстетикой и с философскими системами, лежащими в основе эстетических учений.

Предыдущий:

Следующий: