урок 10 класс

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Безударные гласные в корне слова

Вид урока: урок-обобщение

Цели урока:

1. Обобщить ранее изученный материал о правописании безударных гласных в корне слова;

2.Подготовить учащихся к выполнению задания А13;

3. Научить учащихся уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

4. Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Оборудование: учебник, компьютеры, мультимедийный проектор, различные пособия, тесты по подготовке к ЕГЭ.

Методическая литература: уроки учителей русского языка и литературы Макаровой Ларисы Евгеньевны (nsportal.ru) и Москвитиной Екатерины Николаевны (школа №14 им. М.П. Бубякиной).

План урока:

Организационный материал

Повторение и обобщение ранее изученной темы

Выполнение задания А13 (тесты по ЕГЭ)

Словарно-фразеологическая работа

Ход урока:

1.Организационный материал

2.Повторение и обобщение ранее изученной темы

Учитель: Мы продолжаем работать с орфограммами из задания А14. Сегодня мы повторим правила безударных гласных в корне слова. Кто помнит эти правила? Как проверяется безударная гласная в корне? Самое простое правило?

Ученик: Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Учитель: Но в русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми (слайд 1). Например: абитуриент, викторина, оригинал.

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! (слайд 2 – таблица с правилами)

3.Выполнение заданий А13

Учитель: Формулировки задания А13 могут быть разные:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?

В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Вариант №1 разбирают вместе с учителем:

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется А).

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слово, которое необходимо запомнить!).

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня).

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся.

Первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем — ЛАГ, но ЛОЖ).

Некоторые слова незнакомые нам, в конце урока дам объяснение данных слов.

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Учитель: Следующий вариант выполняем сами. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Выполняем по следующему алгоритму:

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило. (Слайд 3 – алгоритм действий).

Проверяют задание вместе с учителем.

Учитель: Выполните еще 3 варианта из данных тестов:

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

4.Словарно-фразеологическая работа

Учитель: Помните ребята, некоторые слова из выполненного теста были словарные, непроверяемые. Немало и незнакомых слов. Например, слово балагур (слайд 5-8).

Балагур – шутник, веселый болтун — (толковый словарь Ушакова)

Метеорология — наука о физическом состоянии земной атмосферы и о происходящих в ней процессах. Синоптическая м. (изучение атмосферных процессов в связи с прогнозированием погоды) – (толковый словарь Ожегова)

Симпатия — 1. Влечение, внутреннее расположение к кому-чему-н. Чувствовать к кому-н. большую симпатию.

2. О человеке как предмете чьего-н. расположения, любви (разг.). Эта женщина его давняя симпатия. – (толковый словарь Ожегова)

Реклама — 1. Оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей. Торговая реклама. Театральная реклама. Сделать рекламу кому-н. (перен.: неумеренно расхвалить, разрекламировать).

2. Объявление с таким оповещением. Световая реклама. – (толковый словарь Ожегова)

Парадокс — 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами.

2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. Прил. парадоксальный, -ая, -ое – (толковый словарь Ожегова)

Авангард — 1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил.

2. перен. Передовая, ведущая часть какой-н. общественной группы. В авангарде демократического движения (впереди, в первых рядах). Прил. авангардный, -ая, -ое. – (толковый словарь Ожегова)

Филармония — 1. Учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства. Артисты филармонии.

2. Концертный зал такого учреждения. – (толковый словарь Ожегова)

Реставрировать — реставрирую, реставрируешь, совер. и несовер., что. Восстановить (восстанавливать) в первоначальном виде, подвергнуть (подвергать) реставрации (в 1 и 2 знач.). Реставрировать картину. Никому не удастся реставрировать капитализм в Советской стране. – (толковый словарь Ушакова).

Церемония — 1. Торжественное совершение чего-нибудь, обряд по установленным правилам. «Он был страстный любитель всяких церемоний, и веселых и печальных.» Гончаров. Церемония бракосочетания. Погребальная церемония. Церемония прощания с умершим. Церемония встречи.

2. перен. О чем-нибудь, совершающемся медлительно, с соблюдением каких-нибудь затрудняющих подробностей (разг. ирон.). Покупка билета — церемония скучная.

3. Поступок, действия, свойственные церемонному человеку. «Я без церемонии прихожу с вами познакомитьсяПушкин. «Ну, я без церемонии буду продолжать бриться, а ты садись вот сюда Гончаров. «Мы, как видите, скоро дружимся и, подружившись, все церемонии сразу в сторону.» Лесков. – (толковый словарь Ушакова).

5.Домашнее задание

Учитель: Сделать дома остальные варианты теста (задания А13).

Предыдущий:

Следующий: