урок 3-4

Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Перед тем, как перейти к обсуждению романа проведем тест на знание текста:

(проверочная работа на 10-15 мин)

(Слово учителя)

Роман «Мастер и Маргарита» был новаторским, намного опередив творчество современников.

В каком году создается роман? (1929 – 1940)

Давайте вспомним, кто творил параллельно с Булгаковым? (20-е годы: М. Горький, А.Н. Толстой, М.А. Шолохов; 30-е годы: А.П. Платонов, Е.И. Замятин, А.А. Фадеев).

Скажите, какой тип героя распространен в это время? (советский гражданин, который строит коммунизм вместе с другими людьми, без вредных привычек и колебаний, высоконравстренный, поступает так, как нужно партии)

Какой тип героя встречается у Булгакова? (Герой очень сложный и неоднозначный, скрытое противопоставление обществу, неординарная личность, его поступки мотивированы личными интересами)

Чем это можно объяснить? (Проследить связь с биографией: автор создает героя под стать себе, непонятого обществом, выделяющегося из общей массы).

Как вы думаете, на опыт каких писателей опирался Булгаков в своем творчестве? (Гоголь: подробное описание действий, происходящего, описаний – ученикам предложить подобрать примеры таких описаний из 1й главы; сатира Гоголя направленная на бюрократизм: костюм работает без человека, отдает приказания; мистика и чертовщина)

Как мы уже говорили, роман «Мастер и Маргарита» новаторский и не укладывается в привычные схемы, это касается не только сюжета, стиля, героев, но и проблематики. Его роман получил неоднозначные отзывы критиков, но все единогласны этот роман великий.

Итак, для того, чтобы определить проблематику романа, сначала нужно понять к какому жанру он относится.

Каков же жанр романа Булгакова? (Анализ сюжетных линий позволяет говорить о совмещении писателем нескольких жанров.)

Сам М.А.Булгаков определил жанр как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает споры у литературоведов и читателей. Как вы думаете, какие еще жанры использует автор и какую тематику этот жанр раскрывает?

- Автобиографический роман: в судьбах героев Мастера и Маргариты отражены судьбы Михаила Афанасиевича и Елены Сергеевны Булгаковых. Именно ей, своей жене, он посвятил свое творение.

- Исторический роман: в нем показана жизнь общества на разных этапах своего исторического развития, в древние времена и в эпоху тридцатых годов XX века.

- Роман-миф: в нем использована библейская тематика, ее новое рассмотрение

- Роман-мистика: много фантастических элементов (не только в мистических главах, но и в московских)

- Сатирический роман: в нем показаны пороки общества: равнодушие, злоба, зависть, жажда наживы и цинизм, которые разъедают души, бюрократическая система, страдание и одиночество отдельной личности, трагическую судьбу неординарной личности в социуме.

- Философский роман: борьба добра и зла, совести человека, веры и неверия, любви и ненависти, в нем заложены нравственные законы бытия. Проблема творчества (трагическая судьба художника, талант и бездарность)

- Любовный роман: в романе раскрывается история любви Мастера и Маргариты (любовь спасительная сила для человека).

Перед вами определения различных жанров романа. К какому жанру, по-вашему, близок роман «Мастер и Маргарита»?

Роман совмещает в себе несколько жанров: бытовой, фантастический, автобиографический, любовно-лирический. Современные литераторы определяют его как роман-миф, роман-мистерия, мениппея.

Мениппея – (Менипп – древнегреческий философ, писатель-сатирик III века до н.э.) жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, а также пристрастием к фантастическим ситуациям, создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.

Итак, о чем же роман?

Роман «Мастер и Маргарита» — роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Чтобы подробнее рассмотреть проблематику, а вместе с ней и героев романа, давайте обратимся к тексту романа. Их целесообразно будет разделить на московские главы, ершалаимские и мистические. Сегодня мы обратимся к московским главам романа.

Московские главы романа: булгаковская сатира

Эпиграф: «Страшно! О боги, боги мои, яду мне! яду!» (глава 5)

Ход урока

Слово учителя. Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Как мы уже выяснили, в романе есть три «типа» глав, они совпадают с тремя мирами, в которых происходит действие: «древний Ершалаимский», вечный потусторонний, современный московский».

Как связаны между собой эти три мира?

Роль связующего звена выполняют Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.

Мы сегодня поговорим о московском мире.

Обсуждение вопроса домашнего задания.

Вопрос: «Кого в романе карает и наказывает судьба в образе свиты Воланда?».

(Наказывает многих: Босого Никанора Ивановича, Варенуху, Римского, конферансье, Семплеярова, Латунского, зрителей в варьете на сеансе черной магии, заведующего канцелярией зрелищной комиссии, работников филиала зрелищной комиссии в Ваганьковском переулке, дядю Берлиоза, буфетчика варьете, профессора Кузьмина, Берлиоза М.М., барона Майгеля, Ивана Бездомного). Учащиеся могут зачитывать фрагменты текста романа.

Кто такой Берлиоз? (Краткий доклад ученика «Берлиоз» – индивидуальное задание).

Слово учителя. Вспомним гоголевский «Невский проспект». Поручик Пирогов, преследуя незнакомку, попадает в дом немцев-ремесленников: «Перед ним сидел Шиллер…» (зачитывается отрывок, см. доп. информацию). Очевидно, Булгаков следует в характеристике Берлиоза гоголевской традиции.

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему? Чем заняты его подчиненные? («Умный», «начитанный», «очень хитрый человек. Сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ничего, кроме обыденной реальности, где все он знает наперед и имеет некоторую власть. Его подчиненные не заняты литературным трудом: это завсегдатаи грибоедовского ресторана, их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий. Берлиоз пародирует «тайную вечерю», говоря, что в 10 часов вечера в Массолите состоится заседание, и он будет на нем предательствовать. Однако 12 литераторов не дождутся своего председателя!)

Кто такой Иван Бездомный? (Краткий доклад ученика «Иван Бездомный» — индивидуальное задание).

За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что подстраивается под новую жизнь? За то, что соблазняет неверием Ивана Бездомного? (Обсуждение).

Вывод: Воланда раздражает утверждение Берлиоза, что нет ни Бога, ни Сатаны: «Что же это у вас, чего не хватиться, ничего нет!» Берлиоз получает «ничто», небытие. Получает по своей вере. Спор Воланда и Берлиоза о вечных нравственных ценностях, которые или живут в душе человека, либо «изъяты из обращения…»

Кто такие Латунский и Лаврович? (Краткий доклад ученика «Чиновники, госслужащие» — индивидуальное задание).

Что станет с ними в будущем? (Булгаков этого не показывает, но история таких людей отправляет в небытие).

Вывод: зло в мире не от дьявола, а от человека, забывшего Бога, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи.

Слово учителя. Булгаков говорит в романе, что поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Что говорит Воланд по этому поводу?

Цитата: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти граждане внутренне? »

- Попробуем найти ответ на этот вопрос. Ища ответ, нечистая сила проводит эксперимент за экспериментом. Перечислите эксперименты, которые устраивала нечистая сила. (Сеанс черной магии в варьете, массовый гипноз, посещение ресторана «У Грибоедова» (Краткий доклад ученика «Бал у Грибоедова» — индивидуальное задание), исчезновение Степы Лиходеева…).

- За что наказываются госслужащие в романе? (за равнодушие, халатность, бессердечие, хамство).

В чем смысл «Сеанса черной магии?» (Доклад ученика «Сеанс черной магии» — индивидуальное задание)

Цитата: «Воланд хочет определить истинное лицо москвичей. Он следит за реакцией публики на летящие червонцы, на отношение к переодеванию в магазине, на саморазоблачение Семплиярова. Вывод, который сделал Воланд: «Ну что же, люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…»

- Какими средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне реалистическое объяснение (эпизод с расширением квартиры, таинственное исчезновение Степы Лиходеева в Ялту, происшествие с Никанором Ивановичем). (Краткий доклад ученика «Степа Лиходеев» — индивидуальное задание).

Фантастика – это и средство сатиры. В главе 17 есть эпизод, где костюм председателя комиссии (неважно, какой комиссии) самостоятельно подписывает резолюции. (Наказан за хамство).

- Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

Традиции Салтыкова-Щедрина в «истории одного города». Фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества. Моделью общества является МАССОЛИТ, одна из писательских организаций, насчитывающая 3 тысячи сто одиннадцать членов.

Вывод: В чем философия бытовых сцен в романе Булгакова? Мир перевернут, сознание раздвоено, человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатство.

Слово учителя. Воланд и его свита определяют, что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, предопределение, следование идеалом, идеям. Автор ставит серьезные философские вопросы на якобы несерьезных московских страницах: «Кто управляет человеческой жизнью? Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли в московском мире неизменные нравственные критерии, или они изменчивы?

Таким образом, сцены древней истории переплетаются с современностью, зеркально отражаясь в ней. Иешуа и Воланд, свет и тьма, не только противопоставлены в романе, но и неразрывно связаны как две стороны мира: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Это вопрос-обращение к читателям. Каждый делает свой свободный выбор, за который он отвечает.

Домашнее задание:

Перечитать Ершалаимские главы (особенно 2, 26)

Задания:

I Работа над образом Понтия Пилата и Иешуа: Необходимо определить основные черты характера палача и его жертвы. Есть ли сходство с Евангельскими образами (сравнить)?

II Определить: В чем суть спора Понтия Пилата и Иешуа? Чем заканчивается спор?

Повторить главы 29, 32, эпилог. В главе 29 заложить диалог Воланда и Левия Матвея

Дать характеристику нечистой силе, присутствующей в романе, по схеме:

1 – внешность

2 – поступки

I группа – Воланд

II группа – Коровьев

III группа – Бегемот

IV группа – Остальная свита (Азазелло, Гелла).

К уроку прочитать главы 13, 19-24, 30

Ответить на вопросы:

1. (индивид задание) – каким предстает Мастер в романе? В чем драма Мастера?

2. Судьба Маргариты: Почему Маргарита заслужила вечную любовь?

Дополнительная информация:

Отрывок из Гоголя: Перед ним сидел Шиллер, — не тот Шиллер, который написал «Вильгельма Телля» и «Историю Тридцатилетней войны», но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман, — не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера. Шиллер был пьян и сидел на стуле, топая ногою и говоря что-то с жаром. Все это еще бы не удивило Пирогова, но удивило его чрезвычайно странное положение фигур. Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши вверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности. Обе особы говорили на немецком языке, и потому поручик Пирогов, который знал по-немецки только «гут морген», ничего не мог понять из всей этой истории. Впрочем, слова Шиллера заключались вот в чем.

«Я не хочу, мне не нужен нос! — говорил он, размахивая руками.- У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкий магазин не держит русского табаку, я плачу в русский скверный магазин за каждый фунт по сорок копеек; это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубль двадцать копеек — это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мой Гофман? на один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаю рапе, потому что я не хочу нюхать по праздникам русский скверный табак. В год я нюхаю два фунта рапе, по два рубля фунт. Шесть да четырнадцать — двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой! Я спрашиваю тебя, мой друг Гофман, не так ли? — Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно.- Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец; у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! режь мне нос! вот мой нос!»


Урок 34

У р о к 34

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (продолжение)

Цель: дать учащимся представление о девиантном поведении.

Тип урока: изучение нового материала; форма проведения – лабораторное занятие.

Х о д у р о к а

П л а н:

1. Девиантное поведение.

2. Делинквентное поведение.

3. Аномия.

4. Теории возникновения девиантного поведения.

I. Изучение нового материала.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им.

Полное принятие норм выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения.

З а д а н и е. Учащиеся изучают предложенный текст «Девиантное поведение». (Позоровская К. А. Социология. – СПб.: ИД «Нева», 2005. – С. 255–262. – ISBN 5-7654-4578-0.) Используя прием «заметки на полях» методики критического мышления, прочитывают текст, оставляя заметки, затем совещаются, изучают непонятное и готовятся к выступлениям.

Девиантное поведение (от лат. deviatio – уклонение) – отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм – как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представление о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи было свое представление о девиации. В социальных группах – тоже. То, что в одной группе – норма, в другой может быть девиацией.

Делинквентное поведение – преступное поведение (убийство, воровство и т. п.). Девиантное поведение относительно, делинквентное – абсолютно по отношению к законам страны. Делинквентное поведение не может быть девиантным в некоторых социальных группах, например, в преступной среде ношение оружия является нормой.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, так как выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия – такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные.

Роберт Мертон и ряд исследователей аномии ввели понятие аномичный индивид (аномик), рассматривали его социально-психологические характеристики. Можно говорить об аномии как свойстве личности. Аномики – индивиды, находящиеся в состоянии аномии, влияющие на поведение других членов группы или организации. Для них свойственно не признавать стратификационную систему и поэтому характерно участие в анархических мятежах, бунтах, склонность к терроризму, насилию либо, наоборот, уход от активной деятельности, подчинение (конформизм). Напротив, хорошо интегрированная личность чувствует себя обязанной жить соответственно ожиданиям, связанным с определенными ролями. Такая личность должна признавать статус других в стратификационной системе, в том числе статус тех лиц, которые стоят выше нее.

В условиях «аномичного» общества возникают социальные движения, обычно лишенные позитивной программы и новой системы ценностей и реализующие лишь негативные, разрушительные тенденции.

Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо, и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант.

Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов. Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Однако подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивацию (повышенное стремление к успеху, славе). Однако личные качества и способности могут проявиться лишь в соответствующей социальной среде, благоприятной для их развития (у бедуина могут быть выдающиеся математические способности, но они не будут востребованы). Эти черты также тесно связаны с определенными видами деятельности. Причинами сверхмотивации могут быть влияние семьи, развивающей в ребенке способности, особенно в той области, в которой заняты сами родители, тяжелое детство (тогда повышенное стремление к успеху становится компенсацией за переживания детства).

Причинами культурно осуждаемых отклонений также может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения.

Теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения

Тип объяснения

Теория

Основная идея

1

2

3

Биологическое

Физические черты связаны с преступными наклонностями

(Ломброзо)

«Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции, и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб.

Окончание табл.

1

2

3

Преступник скорее больной человек, чем виновный

Строение тела

(Шелдон)

Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации (например, мускулистое, стройное тело)

Психологическое

Психоаналитическая теория

(Фрейд)

К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации

Социологическое

Аномия

(Дюркгейм)

Девиация (в т. ч. самоубийства) происходит вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей

Аномия

(Мертон)

Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами

Социальная дезорганизация

Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Теория стигматизации (клеймения)

Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Социологическое

Культурологические теории

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ

Теория дифференциальной связи

(Сатерленд)

Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах

II. Закрепление изученного.

Работа с документом, с. 182, ответить на вопросы.

Домашнее задание: с. 183, ответить на вопросы для самопроверки.

Предыдущий:

Следующий: