урок 5-8

Урок 1: «Каждому будет дано по его вере». Евангельский сюжет в романе М.А. БулгаковаХод урокаЭпиграф: «Меня давно мучила тайна Евангелистской трагедии» М.А. Булгаков.Таблица «Сравнительная характеристика Понтия и Иешуа»Опережающее задание классу:1. Почему трагедия евангелистская?

2. В чем суть трагедии?

Все учащиеся заполняют сравнительную таблицу в ходе урока.

Слово учителя: В 30-е годы в советском союзе процветает атеизм, искореняется вера, но Булгаков обращается к Евангельской истории о Христе. Решая проблему добра и зла, автор в своем романе развивает традицию, близкую идеям гностиков(II в.н.э.). Для гностиков знание исходит из веры в себя, в свой разум. Иисус для них просто учитель, человек, в отличие от христиан.Беседа с классом:Скажите, когда мы впервые встречаем Иешуа? (во 2-ой главе)Напоминает ли Иешуа бога-человека? Докажите. (Нет. Отрывок из гл.2 «И сейчас же с площадки…», «Тут арестант опять оживился…»)

Какой аспект библейской истории интересует автора? (Нравственный)Слово учителя: «Евангельские главы» – идейный центр романа.Основа человеческого бытия – нравственное начало. Что из 2-ой главы узнает читатель о Понтии Пилате? Какую оценку дает себе Пилат? (Разговор с Иешуа «Тот помолчал…»)Как реализуется эта мысль в описании внешности Пилата? (Кровавый подбой. Смысл цвета).Каким предстает Понтий перед Иешуа? (Олицетворение могущества, жесткости, всесильной власти кесаря). Отрывок из текста: «Прокуратор обратился к кентуриону по-латыни: ….»Каков Иешуа во 2-ой главе?  (бродячий философ, наивен, добр, доверчив, беззащитен).Как называет Иешуа Понтий Пилат? (враг, пророк, философ). Сцена спора героев.Какой вопрос ставится в центр спора главных героев? (Что такое Истина?)Какую истину проповедует Иешуа? («Злых людей нет на свете, есть несчастливые люди»).Каким воспринимает Иешуа Понтия Пилата? — «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон…» (человек добрый, но несчастливый)Чем заканчивается спор? Кто победил? (Каждый остается при своем мнении).Как объяснить неверие Пилата в царство истины? «Лицо Пилата исказилось судорогой…», Пилат – служитель власти, он видит день за днем, что сильный всегда прав. Какой первоначальный приговор выносит Пилат Иешуа? Почему хочет спасти? Текст: «В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула…» (Иешуа чист, наивен – прокуратор таких не встречал).В какой момент он изменил первоначальный приговор в отношении Иешуа? Текст: «Что еще там? – спросил Пилат и нахмурился». («Высказывания против кесаря», – из доноса. Пилат струсил, почувствовал угрозу своей свободе и власти»).Делает ли еще попытки спасти Иешуа? (Разговор с Каифой)Каково душевное состояние Пилата после вынесения им смертного приговора Иешуа? (Отчаяние и непонятная тоска пронизали его). Текст: «Все было кончено, и говорить более было не о чем…»Перечитайте начало 26 главы. Как появляются душевные муки героя в этой главе? (Изменение внешности, он постарел, постоянная тревога, тоска в душе).Какая беда постигла Понтия? (Он казнил неповинного человека, близкого и дорогого ему. Сон Понтия. Его мучает совесть – он трус и предатель).Какой порок считает Иешуа главным? (Трусость).Как объясняет в своем сне Понтий свою трусость? Текст: «Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль,…»Слово учителя: Мы очень подробно проанализировали главы 2 и 26. А теперь поработаем с таблицей. Зачитываются варианты ответов.

Каким в романе предстает Понтий?

Каков Иешуа?

Смысл сравнения.

Слово учителя: Романом «Мастер и Маргарита» Булгаков говорит читателю о смысле и ценностях вневременных. Образ Пилата демонстрирует борение личности. В человеке сталкиваются неравные начала: личная воля и власть обстоятельств. Иешуа духовно преодолел последнюю. Пилату не дано. Иешуа казнен. Но автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.Предпосылками для такой веры были, убежден автор, поступки самого римского прокуратора. Ведь именно он, обрекший на смерть несчастного преступника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иисуса. В сатанинском прячется человеческое и совершается, пусть и трусливое, возмездие за предательство.Вывод: Основы жизни, по мнению М.А.Булгакова, в вечности и незыблемости нравственных законов.Художественным доказательством приоритета вечной нравственности над сиюминутными интересами служит судьба Понтия Пилата, 12 тысяч лет расплачивающегося за свою слабость.Какое же дело нам, живущим в XXI веке, до трагического духовного поединка Иешуа и Пилата? Но надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не дает спать по ночам.Каждому будет дано по вере его: одному – бессмертие и мучение, другому – бессмертие и желание помочь людям.Домашнее задание.Понтий Пилат и ИешуаСравнительная таблица

Понтий Пилат

Иешуа Га-Ноцри

Внешность

Характер

Поведение

Отношение к людям,к жизни

Урок 2: Любовная линия в романе «Мастер и Маргарита».

Ход урока

Эпиграф:«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» глава 19Слово учителя. Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!» Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»«За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части.В конце урока вы должны будете ответить на основные вопросы урока, записанные на доске.1) История Мастера. Кому он ее рассказывает? Какой предстает Маргарита в рассказе Мастера? Что значит любовь в понимании Булгакова?

2) Какой предстает Маргарита на балу у Воланда? О чем говорит сцена прощения Фриды?

3) Какие идеалы, связанные с темой Маргариты, утверждает автор?Зачитывается сообщение учащегося по теме: «Каким предстает Мастер в романе?»(В романе нет подробного портрета героя, но неоднократно описываются глаза Мастера. Глаза отражают тот внутренний свет, которым полна его душа, для автора важна его любовь, его вера, по которой «каждому будет дано…»).Беседа с классом по вопросам:Почему Булгаков подчеркивает глаза Мастера? (Отражение света души).Что за этим стоит? (Драма души героя).Что значит, по Булгакову, Мастер? Обратимся к судьбе главного героя.Встречали ли вы в романе главного героя, который знает несколько языков? (Иешуа, гл.2).Почему Мастер бросил науку и начал писать роман о Понтии? (Внешних причин нет, талант героя – свидетельство творчества, желание самостоятельно осмыслить историю человека, его души от Рождества Христова).Кого напоминает в этом смысле Мастер? (Иешуа, 2 гл.).В чем сходство? (Человечность, пророческий дар).Вывод: история повторяется: Иешуа и мастер – двойники.О чем рассказывает Иван Бездомный Мастеру при первой встрече?  Какова реакция Мастера на этот рассказ? (Рассказ о Воланде. «Как я угадал», – Мастер-пророк).Что произошло с героем, когда он принес роман в журнал? (глава 13). Почему вопрос: «Кто надоумил», – кажется Мастеру – идиотским? (Мастеру непонятно, как можно заставить человека создавать мир).Какая еще черта личности роднит Мастера и Иешуа? (глава 13, первая встреча Мастера и Маргариты. Мастер смог воспринять боль Маргариты, человечность способна воспринять боль другого как свою).Заслушивается второе сообщение на тему: «Судьба Маргариты».Беседа по вопросам:О какой жизненной драме свидетельствует «никем не виданное одиночество» в глазах Маргариты? (глава 19. Маргарита лишена любви).За что судьба в лице Воланда наградила Маргариту вечной и верной любовью? (За мужественность, жажду любви, способность к самопожертвованию, за смелость – сама выбирает судьбу, гордость, милосердие).Критики называют Маргариту решительной и не лишенной сострадания. Подтвердите поступками героини эти слова. (Ищет Мастера, устраивает разгром в квартире Латунского, не отказывается от предложения Азазелло убить критика, помогает Фриде, успокаивает ребенка, напуганного ее буйным поведением).Назовите основные черты характера Маргариты? (Самоотверженность, верность – «Великий бал у Сатаны», глава 23; гордость – «Извлечение Мастера», гл.24).Как проходит встреча Мастера и Маргариты после бала? Глава 24 (Текст: «Тут в комнату ворвался ветер…). Для Маргариты Мастер по-прежнему самый лучший и любимый. Ради него она пойдет до конца!В чем же суть драмы Мастера? (неверие в свои силы: отказался от романа, сломался душевно) – записать в тетради.Почему Маргарита заслужила вечную любовь? (За свое мужество, самоотверженность, любовь и преданность Мастеру).Слово учителя. Маргарита в романе – символ любви. Она спасает и Мастера, и его роман. С Маргаритой связан любимый Булгаковский образ Дома, семейного очага. С Маргаритой Мастер обретает покой. С главной героиней связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Урок 3: «Все будет правильно. На этом построен мир» (глава 32)Эпиграф:

… так кто ж ты, наконец?- Я- часть той силы, что вечнохочет зла и вечно совершает благо.Гете «Фауст» Ход урока.Как мы уже говорили в романе есть несколько пластов два из них мы уже рассмотрели, теперь давайте рассмотрим последний, мистический пласт. А для начала ответим на вопросы, связанные с присутствием нечистой силы в романе.Какой предстает нечистая сила в романе? (на доску вывешиваются поочередно таблички с именами Воланда и его подчиненных. Учащиеся зачитывают сообщения, приготовленные дома.)Почему нечистая сила вызывает симпатию? Обсуждение. (Обращение к эпиграфу урока). Воланд, по мысли автора, представляет торжество справедливости, праведность суда. Зло – способ утвердить справедливость. Это кара, орудие возмездия!Слово учителя. Обратимся к главе 29. Вспомните разговор Воланда и Левия Матвея. Какова тема их разговора? (Преступление и Наказание). Учащиеся зачитывают диалог Воланда и Левия Матвея: «Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города…» (Мир полон красок, чтобы понять, где добро, нужно узнать, что такое зло; каждый человеческий поступок оценивается, и человек получает по заслугам).

Что заслужил Мастер? (Покой). Почему Мастер не заслужил света (высшей жизни), а заслужил покой? Обсуждение. (Мастер – любимый герой Булгакова, в нем есть черты самого автора. Но он сжег рукопись, отрекся от дела, которое считал главным в жизни (служение истине). Жизнь сломила его в отличие от Иешуа. Во имя справедливости было решено, что Мастер уйдет в покой – мир теней. Маленький домик, сад, тишина – это было даровано Мастеру из сострадания к его измученной душе. «… Слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной». Глава 32).Глава 32 называется «Прощение и вечный приют». Объясните смысл названия. (Обсуждение). (Прощение было дано Понтию Пилату за муки совести, за раскаяние. Он искупил свою вину. Учащиеся читают отрывок из романа: «луна заливала площадку зелено и ярко…» — Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита… Понтий Пилат прощен. Мир не только справедлив, но и милосерден. Вечный приют же был дан Мастеру и его любимой и верной Маргарите, она разделяет судьбу Мастера).Какие изменения происходят в 32 главе со свитой Воланда и с ним самим? (Обсуждение). (Воланд принимает свой истинный облик. Его свита также изменилась. Бегемот вновь стал Демоном-пажом, а Коровьев – темно-фиолетовым рыцарем. Его счет в эту ночь также был оплачен и закрыт. «Вряд ли теперь узнали бы Коровьева – Фагота…» Каждый получает то, что заслужил).О чем же написал М.А. Булгаков роман?(о нравственности, о добре и зле в сознании человека)Вывод: человек остается человеком, если он умеет отличить добро от зла. Человек не может жить без веры. Время, в котором жил и творил автор – было временем безверия.Слово учителя. Роман «мастер и Маргарита» – итог долгих размышлений и наблюдений Булгакова. Все, что происходило после революции, для автора было трагедией, так как терялся нравственный стержень не у одного человека, а у целой страны. Человек отрекался от истины. Общество за долгие века не изменилось: на заре человечества не нужна истина Иешуа, позже – истина Булгакова (Роман «Мастер и Маргарита»).Миру безверия Булгаков противопоставил веру в торжество справедливости, любовь, добро. Эпохе, когда все служат власти, противопоставлена эпоха, когда люди способны служить истине. А для этого человек должен осмыслить мир заново, жить не только материальным, но и духовным. И чем больше будет духовного, тем лучше.

Предыдущий:

Следующий: