урок в 9 классе

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Анна Викторовна.

-Как вы знаете, приближается 9 мая, что это за праздник?

-Совершенно верно, День Победы. Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами.

-Сегодня мы поговорим с вами о памятниках, которые находятся в городе Серпухов, посвященные Великой Отечественной войне.

-Может кто-то из вас знает, какие памятники есть в нашем городе? ( Показ слайдов)

-О некоторых из них мы с вами сегодня поговорим, после чего я расскажу вам о плакате, а затем каждый из вас создаст свой плакат, посвященный Великой Отечественной войне.

2.Объяснение нового материала

-И так, первый памятник, который мы с вами рассмотрим — Воин-освободитель.

(видео)

-Как вы видите, у этого памятника непростая история.

( высказывание из книги на 8 странице)

-Хотелось бы добавить, что до недавнего времени памятник находился у больницы имени Симашко. Но случилось неожиданное…В 90-х годах вандалы вырвали у солдата меч. При обследовании памятника в 2008 году специалистами из мастерской имени Вучетича состояние его было оценено как печальное. На плече война образовалась дыра, а по плащу поползла трещина. Лицо, ручки девочки потеряли свои очертания, а глазки стали слепыми…

По инициативе Совета ветеранов, при поддержке города Серпухова решением городского Совета депутатов памятник был отправлен на реставрацию в мастерскую имени Евгения Викторовича Вучетича. Также было принято решение –после реставрации памятник Воину-Освободителю установить на Соборной горе и зажечь перед ним Вечный огонь. 2 июня 2009 года в 11.00 у памятника Советскому Воину-Освободителю на Соборной горе г. Серпухова был зажжен.

-Памятник Герою Советского Союза Олегу Николаевичу Степанову.

В городском парке г. Серпухова по улице Чехова установлен памятник Герою Советского Союза старшему лейтенанту Олегу Николаевичу Степанову. С июля 1943 года Степанов стал командиром взвода 624-го стрелкового полка 132-й дивизии 48-й армии Брянского фронта.

Отважный воин пал смертью храбрых летом 1943 года в жестоком сражении на Курской дуге.

Старший лейтенант Степанов со взводом в числе первых 25 июля 1943 года переправился через реку Неручь на Орловщине, учувствовал в освобождении деревни Васильевка и станции Змиевка. 26 июля Олег погиб.

Звание героя Советского Союза Степанову было присвоено 23 сентября 1943 года посмертно.

После войны, в сентябре 1946 года , по ходатайству родителей, остатки Степанова были перенесены с Орловщины в родной город Серпухов.

-Памятник воинам-танкистам 49-й армии.

-Это дань героям-танкистам 112-й танковой дивизии и другим танковым частям 49-й армии, громившим гитлеровцев под Серпуховым осенью 1941 года. Со стороны Малоярославца к Серпухову двигалась колонна гитлеровских войск с артиллерией, мотациклами. Эту колонну удалось разгромить экипажу танка Т-34 лейтенанту Лавриенко Дмитрию Федоровичу, который сделал кратковременную остановку в Серпухове.. Экипаж танка действовал так молниеносно и дерзко, что немцы не успели опомниться. На помощь экипажу подоспел заградительный отряд во главе с комендантом города полковником Фирсовым, в составе 500 военнослужащих и серпуховчан рабочего полка. Вражеская колонна была полностью разгромлена. Это была одна из крупных побед под Серпуховым.

-Памятный знак – самолет «МИГ-3»

Монумент сооружен в 1967 году. Копия боевого самолета «МИГ-3″, генерального конструктора А.И.Микояна.

д. Дракино – рубеж обороны 49-й Армии. В пойме реки Оки располагались полевые аэродромы истребителей и бомбардировщиков. В этом месте установлен памятник летчикам 49-й Армии.

В 1941 году самолеты МИГ-3 громили фашистских захватчиков в битве за Москву. Здесь в октябре 1941 года доблестные войны 49-й Армии остановили немецко-фашистские полчища, рвавшихся к Москве.17 декабря 1941 года с этих рубежей они перешли в решительное наступление в взаимодействии с воинами 43-й Армии и разгромили врага.

-У слов «памятник» и «память» один корень. Попирая памятники, мы топчем собственную историю, память и, тем самым, лишаем себя возможности хранить лучшие традиции страны, растить новых героев на примере подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами.

-Ребята, а кто знает что означает Георгиевская ленточка?

Георгиевская лента (в советской наградной системе — «Гвардейская лента») — это атрибут множества боевых наград Российской Империи, Советского Союза и современной России, характеризующийся как особый знак отличия:

Золотой Орден Славы

I степени

II степени

III степени

Георгиевская лента изначально появилась с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Данный орден был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Имел четыре степени отличия.

Георгиевская лента украшает колодки «Ордена Славы» — военного ордена СССР, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1943 году.

Орден Славы имеет три степени, из которых высшая I степень — золотая, а II и III — серебряные. Эти ордена выдавались за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.

Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года. Медалью награждались военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны.

Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия» — высшей военной наградой Российской Федерации, которой удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего противника.

Кроме этого, Георгиевская лента присутствует и на других боевых орденах, медалях, штандартах и знаменах.

Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою.

( видеозапись )

-Задачей нашего урока является создать свой плакат, посвященный Дню Победы. Но главное использовать в изображении памятники Серпухова.

-Что же такое плакат?

Плакат – это наиболее распространенный вид изобразительного искусства, выполняющий функцию наглядной информации. Как правило, плакат представляет собой изображение, сопровождающееся лозунгом. Текст в плакате должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Плакаты предназначены для всеобщего обозрения.

Плакат всегда сообщает о чем- то новом, интересном. Они могут напоминать о важнейших событиях в стране, призывать людей какому-нибудь действию.

-Первые плакаты появились во Франции еще в 18 веке, а в России получили широкое распространение в 1917 году.

-Как выдумаете, что характерно для плаката?

-Для него характерны активное эмоциональное отражение к массовому зрителю ( с призывом к определенным действиям ), быстрота, четкость, лаконичность образов. Плакат должен восприниматься сразу на большом расстоянии, бросаться в глаза, привлекать к себе внимание.

-Существует несколько видов плаката:

1. Политический плакат – он воплощает изобразительные средства, политические задачи и лозунги. Тематика политических плакатов широка: они посвящены борьбе за мир, направленны на разоблачение врагов и т.д. Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных событий и т.д.

2. Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил и т.д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования.

3. Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы -ознакомление потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены театральные плакаты и кино плакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей и кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое устремление его авторов.

3.Самостоятельная работа учащихся

Как я сказала ранее, вашей задачей является нарисовать свои плакат. Прежде чем приступить вам нужно выбрать правильный формат-горизонтальный либо вертикальный, затем составить композицию-изображение-лозунг-шрифт. Композиция так же может быть в прямоугольнике, в круге, в треугольнике. Шрифт должен соответствовать содержанию плаката. (стилевое единство)

4. Анализ работы

-Вызвать учеников, для анализа работ.

5. Подведение итогов.

-Удалось ли вам справиться с задачей урока?

-Что такое плакат?

-Что нового вы узнали?

6. Домашнее задание.

-Доделать работу в карандаше

Предыдущий:

Следующий: