уроки чтения в школе 8 вида,3 класс

Г. М. Гусева, Е. Н. Моргачева

Уроки чтения в 3 классе

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Пособие для учителя

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя

Особенности чтения учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

      Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.      Вопросы овладения навыком чтения детьми с нарушением интеллекта достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения (1—2 классы), является специфическим1. Вместе с тем большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного периодов позволяют большинству учащихся с нарушением интеллекта овладеть всеми звуко-буквами, графемами русского языка, а также различными по сложности слоговыми структурами. Тщательная и целенаправленная работа учителей и логопедов помогает сформировать у учащихся навыки работы над текстом. Поэтому большинство третьеклассников овладевают умениями и навыками по чтению, предусмотренными школьной программой: они читают, понимают смысл прочитанного и могут ответить на вопросы учителя; у них формируются общедидактические умения, а также навыки, связанные с мыслительными операциями; они способны с помощью учителя анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать материалы прочитанного, проводить классификацию событий и явлений, содержащихся в текстах учебника, обобщать материалы прочитанного.      Несмотря на определенную положительную динамику навыка чтения, сформированного у учащихся в 1—2 классах, в 3 классе появляются новые сложности в обучении чтению учащихся, что отражается на качестве чтения. Эти сложности вызваны прежде всего тем, что в учебник «Чтение» для 3 класса включены тексты большого объема (по сравнению с учебником 2 класса), а также произведения различных жанров, отличительной особенностью которых является трудная для понимания школьниками поэтика художественной изобразительности и иносказательность произведений.      Учащиеся с нарушением интеллекта с большим трудом могут переносить имеющийся у них читательский опыт на более трудные тексты, у них наблюдается определенное отставание в формировании полноценных навыков чтения от возрастных нормативных требований. Поэтому педагоги должны быть готовы продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.      Уроки чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:

совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;

расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;

формирование положительных личностных качеств учеников;

развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;

формирование элементарных литературоведческих представлений;

формирование элементов самостоятельной читательской активности

            Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития третьеклассников с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.      Это наглядно видно из таблицы, в которой приведены материалы программы по русскому языку2 (раздел «Чтение и развитие речи») для 2—3 классов.      Эти требования нашли отражение не только в программе, но и в специально разработанных материалах, касающихся проверки знаний, умений и навыков учащихся по чтению и развитию речи.

Год обучения, кол-во часов в неделю

Техника чтения

Понимание читаемого

Развитие устной речи

Внеклассное чтение

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1

2

3

4

5

6

2 класс,5 часов

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.Осознанное, правильное чтение слов по слогам, постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин.Нахождение в тексте предложений для ответов на вопросы. Элементарная оценка прочитанного

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя. Рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора.Ответы на вопросы, о ком книга, о чем в ней рассказывается

Учащиеся должны уметь:читать по слогам короткие тексты;слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.Учащиеся должны знать наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом

3 класс,5 часов

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям. Составление картинного плана, рисование словесных картин

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов.Драматизация. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в учебнике по чтению. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и пояснение иллюстраций

Учащиеся должны уметь:осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; читать по слогам трудные по смыслу и по слоговой структуре слова; читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать свое отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного;разговаривать на темы, близкие интересам учащихся.Учащиеся должны знать наизусть 5—8 стихотворений

      1 Подробная характеристика особенностей чтения учащихся с нарушением интеллекта представлена в учебном пособии А. К. Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». — М.: ВЛАДОС, 2000. С. 148—154.       2 См.: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2006. — С. 43—46.

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя

Формирование основных качеств чтения

      Остановимся на особенностях и приемах формирования основных качеств чтения в период перехода учащихся с нарушением интеллекта от послогового способа чтения к чтению целыми словами.      Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.      Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);

установка на целенаправленное восприятие текста;

первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);

работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

разбор жизненных ситуаций;

заключительная, обобщающая беседа.

      Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.      Работа над правильностью чтения является важным направлением работы по формированию качеств чтения.      Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:

звуко-буквенный анализ слов;

чтение таблиц с трудными словами;

предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;

хоровое чтение трудной части рассказа;

распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;

чтение по догадке;

тренировочное чтение1 с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

      В целях предупреждения ошибок рекомендуется проводить предварительную словарную работу, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.      Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Практикам хорошо известно, что даже при систематической работе над этим качеством чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.      Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Обратите внимание на указания к работе над ошибками:      • учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;      • ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;      • ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.      Иногда к исправлению ошибки ученика привлекают других учеников.      Беглость чтения. Беглость — это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого2. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи3. Беглость чтения может меняться в зависимости от содержания текста, его структуры и словаря.      Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.      Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25—30 минут на уроке);

неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;

предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»);

чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и (или) морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух. Кроме этого, можно использовать материалы учебника, содержащие упражнения для прочтения трудных слов: «Читай внимательно слова сначала по слогам, потом слитно»;

предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);

использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом. Например, к рассказу Т. Чинаревой «Здравствуйте!» можно подготовить следующие таблицы:

Таблица 1

Таблица 2

 

карандаши

 

здрав-ствуй

рисование

альбом

здоровье

здрав-ствуй-те

 

линейка

 

здрав-ство-вать

 

ластик

 

 

использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания (небольшие рассказы А. Голявкина, Е. Пермяка, В. Сутеева, Л. Толстого, К. Ушинского). Можно использовать тексты, изучаемые в предыдущие годы. Желательно, чтобы тексты сопровождались красочными иллюстрациями.

      Выразительность чтения — способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью чтения — это соединение нескольких направлений:

технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата (см. подробнее с. 14—16);

интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно прочитать» подразумевается — выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев. Именно поэтому выразительность требует хорошей техники чтения;

смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно;

тренировочного, цель которого — упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа4.

      Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.      Несмотря на то что работу над выразительным чтением предполагается проводить, как правило, на завершающих этапах изучения произведения, учитель не должен забывать об этом на всех этапах работы над текстом: при подготовке к восприятию прочитанного, при первичном знакомстве с произведением, при работе над идеей произведения.      Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 3—4 классах.      Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).      Для этого компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение — это умение найти самое главное слово в предложении и выделить его голосом. Например: Таня сшила себе платье. Таня сшила себе платье. Таня сшила себе платье. Таня сшила себе платье.      Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций. Например, учитель, обращаясь к учащимся, спрашивает: «В каких случаях следует говорить тише или громче обычного?» (дома кто-то болен, отдыхает, работает; к тебе в гости пришли друзья, и ты им рассказываешь о рыбках в аквариуме; ты на уроке математики стоишь у доски и объясняешь решение задачи; ребята заблудились в лесу и зовут на помощь; тебе нужно на уроке попросить у товарища вернуть свою книгу)5.      Кроме того, можно выполнять и другие упражнения: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».      Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.      Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Учитель объясняет, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем — восклицательного.      Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:

изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);

чтение по ролям;

инсценировки басен, сценок.

      Для развития эмоциональной выразительности учитель может использовать следующие задания:

найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;

определить это состояние с помощью учителя (например, страх девочки, которая увидела змею (рассказ В. Бианки «Еж-спаситель»), страх матери-утки за своих детенышей (рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»));

соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);

выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.

      В 3 классе уже можно начинать работу по наблюдению за характерами героев, изменениями в их настроении, уточнять, почему и когда происходят эти изменения (например, Владика Ушакова в рассказе Т. Чинаревой «Здравствуйте!», детей в рассказе М. Пришвина «Ребята и утята», Котьки в рассказе Н. Носова «Огурцы», мамы Алеши в рассказе Н. Артюховой «Большая береза»).

Чтение вслух и чтение про себя

      Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя).      Чтение вслух — это чтение для других, оно должно донести до слушателей содержание произведения. Вместе с тем чтение вслух, как свидетельствуют исследования З. Н. Смирновой, является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста. Данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.      Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.      При обучении чтению про себя можно использовать следующие приемы:

чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);

учащиеся читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;

после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.

      Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4 класса должно быть хорошо и качественно сформировано.      Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.      Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.      Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.      Речевая гимнастика проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).      Речевая гимнастика включает:

упражнения для дыхания;

упражнения по модуляции силы голоса;

упражнения по отработке интонации, темпа речи;

упражнения по совершенствованию выразительности речи;

упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

      Приведем примеры речевой гимнастики.

Учимся регулировать дыхание

      Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не прикасаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воздух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бесшумно и легко.      Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе считают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с такой же силой, как начало.      В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоминает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, экономно его расходовали для того, чтобы прочитать предложение от начала до конца, не прерываясь.

Учимся говорить ясно, отчетливо

      Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты. Например:

Мы-шонку шеп-чет мышь:— Ты все шур-шишь, не спишь!Мы-шо-нок шеп-чет мыши:— Шур-шать я бу-ду ти-ше.

      Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциации звуков [с] — [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следующую чистоговорку:

Укусила псаВ самый нос оса.Захотелось псуСъесть осу.А оса спаслась —Унеслась!

Учимся говорить быстро, медленно

      Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции.      Эти виды работы включают использование скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова»; «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «Сеня вез воз сена»), а также стихотворений, например:

Все клены стали рыжие,И не один не дразнится.Раз все равно все рыжие —Кому какая разница?

Учимся говорить громко, тихо

      Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики имеются в методическом аппарате учебника по чтению.      Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

чтение слоговых таблиц различных модификаций;

чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;

чтения по догадке.

      Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.      Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

      1 Термин предложен А. К. Аксеновой в книге «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» (М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 158).       2 См.: Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 127.       3 См.: Смирнова З. Н. Обучение чтению учащихся I—IV классов вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1976. — С. 134.       4 Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Просвещение. — С. 137—141.       5 Используется материал из книги Т. П. Сальниковой «Методика обучения чтению». — М.: Творческий центр, 2000.

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя

Методика работы над художественными произведениями и научно-популярными статьями

      В 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида методика работы над художественными произведениями похожа, но не совсем идентична методике работы и разбору художественных произведений в начальной общеобразовательной школе.      Основой обучения чтению детей с нарушением интеллекта являются тексты литературных произведений. Условно они разделяются на художественные и научно-популярные. В учебнике по чтению для 3 класса последних немного. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер и четкую принадлежность к таким жанрам литературы, как рассказ, сказка, стихотворение (это, например, сказка Н. Грибачева «Рыжие листья», рассказы И. Соколова-Микитова «Улетают журавли», А. Чехова «Первый снег», Н. Сладкова «Воробьиный термометр», А. Баркова «Голубой апрель», стихотворение В. Фетисова «Что такое лето?»).      Для того чтобы перейти к методике работы над литературным (художественным) произведением в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, необходимо прежде всего перечислить основные этапы этой работы:

подготовка к восприятию текста;

чтение текста учителем;

краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;

чтение текста учащимися по частям и анализ текста;

повторное чтение текста учащимися;

пересказ прочитанного;

заключительная (обобщающая) беседа.

      Этапы работы над произведением могут варьироваться, их количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от жанровых особенностей и объема произведения.

Основные этапы работы над текстом

      I. Подготовка к восприятию текста. Задача данного этапа — расширить представления учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении, подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения, раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение произведения будет затруднено.      Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Вот некоторые методы, формы и приемы, которые используются при подготовке детей к восприятию художественных произведений.      Вступительное слово. Учитель очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника: «Мы с вами читали стихи и рассказы об осени. Сегодня мы продолжим эту работу и будем читать сказку Н. Грибачева „Рыжие листья“».      Беседа. Проводится с разной целевой установкой:      1) выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания. Например, перед чтением рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы» учитель организует беседу с детьми и просит их ответить на вопросы: «Кто из вас был в деревне? Кто видел следы каких-нибудь зверей? Где и когда это было?» Перед чтением рассказа В. Бианки «Еж-спаситель» учитель задает вопрос: «Знаете ли вы, где живет и чем питается еж?» Перед работой над рассказом Л. Толстого «Гроза» учитель спрашивает: «Кто из вас видел грозу?»;      2) воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации. Например, перед чтением рассказов Н. Артюховой «Большая береза» и В. Бианки «Еж-спаситель» учитель спрашивает: «Лазали ли вы когда-нибудь на деревья? Было ли вам страшно в этот момент? Видели ли вы когда-нибудь змею или ежа? Что вы испытали при встрече с ними?»      Рассказ учителя. Это может быть рассказ-воспоминание взрослого о ярком, запомнившемся событии (например, о Великой Отечественной войне перед чтением рассказа Е. Олейника «Полюшко-поле», стихотворения С. Михалкова «Спать легли однажды дети»; о космонавтах перед чтением рассказа В. Драгунского «И мы»), это может быть также рассказ учителя о писателях И. Д. Соколове-Микитове, К. Д. Ушинском, Л. Н. Толстом и др.      Экскурсия. Организуется, как правило, перед чтением произведений о природе для углубления знаний учащихся и формирования у них умений наблюдать за сезонными изменениями в природе. В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть то, что изобразил автор в произведении (снег, как белая скатерть, цвета золотой осени, пробуждение природы весной, появление первых цветов и листьев), но и услышать то, о чем автор пишет (стук дятла, звук капающего дождя, шум воды, пение птиц).      Слушание музыки. Является эффективным средством для восприятия произведений, несущих большой эмоциональный заряд. Программы по чтению и музыке дают большие возможности для использования музыкальных произведений и отрывков из них перед чтением текстов на историческую тему, а также стихотворений и сказок.      В некоторых случаях перед чтением полезно показать детям картину, подходящую к конкретному тексту, или фрагменты из диафильмов и кинофильмов.      Словарная работа. На этом этапе объясняются только те слова, непонимание смысла которых затрудняет восприятие текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. Например, перед чтением стихотворений С. Михалкова «Важный день» учитель объясняет значение слов ученики, новички, примета; В. Берестова «Где право, где лево» — значение слова развилка; Д. Родари «Чем пахнут ремесла» — значение слова ремесла; перед чтением рассказа Л. Толстого «Котенок» — значение слова амбар и т. д.      На предварительную работу по тексту на уроке нужно отводить не больше 3—7 минут.

      II. Чтение текста учителем. Цель данного этапа — обеспечить первичное целостное восприятие текста, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания его со всех сторон.      На этой ступени восприятия ответы учащихся могут быть спорными или даже ошибочными. Но не следует сразу же давать правильный ответ, лучше весь дальнейший анализ произведения провести с учетом первичного восприятия, подводя учащихся к правильным суждениям и выводам.      Художественное произведение первым читает учитель. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность.

      III. Краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному, как правило, проводится в тех случаях, когда изучается произведение остросюжетного характера, или тогда, когда эмоциональные переживания героев очевидны и доступны для понимания учащимися с нарушением интеллекта.      После первого прочтения проводится короткая беседа по содержанию, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы общего характера, не углубляясь в смысл и содержание текста. Кроме того, иногда учащиеся должны ответить на вопрос, который учитель ставит непосредственно перед чтением.

      IV. Чтение текста учащимися по частям и анализ текста. Основная цель этого этапа — усвоение содержания читаемого текста и его анализ.      Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются ее содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. С помощью соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. При этом выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам.

      V. Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные.      Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника.      С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.

      VI. Пересказ прочитанного. Цель пересказа — выяснить, насколько учащиеся правильно поняли содержание прочитанного текста, как они прочувствовали его. При передаче содержания прочитанного своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся излагать текст по плану и последовательно.      В зависимости от характера произведения, его объема, целевой направленности и возраста учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов: словесное рисование, подробный и краткий пересказ, пересказ из личного опыта.      В специальной (коррекционной) школе VIII вида на третьем году обучения не используют графическое иллюстрирование текста.

      VII. Заключительная (обобщающая) беседа. Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей. В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся.      Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже закончена.      Мы назвали лишь основные этапы работы над художественным произведением. Но необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Несомненно, что формы работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приемов, работа над стихотворением и басней — других. Сказка как разновидность устного народного творчества должна читаться по-особому.      Ниже рассматриваются некоторые наиболее существенные особенности чтения произведений различных жанров.

Чтение рассказов

      В учебнике по чтению для 3 класса встречаются разные по видам рассказы: нравоучительные («Здравствуйте!» Т. Чинаревой, «Петя и его жизнь» М. Коршунова, «Смородинка», «Бумажный змей» Е. Пермяка, «Секретное слово» С. Полетаева); юмористические («Что любит Мишка» В. Драгунского, «Огурцы», «Живая шляпа», «На горке» Н. Носова); много рассказов о животных; рассказы, содержащие лирические описания родной природы («Улетают журавли» И. Соколова-Микитова, «Первый снег» А. Чехова, «Стальное колечко» К. Паустовского, «Голубой апрель» А. Баркова), а также остросюжетные рассказы, в которых быстро разворачивается действие, раскрываются характеры и поступки героев, а сюжеты сопряжены с эмоциональными переживаниями («Акула» Л. Толстого, «Большая береза» Н. Артюховой, «Ребята и утята» М. Пришвина).      Общая система работы над рассказом помещена в разделе «Основные этапы работы над текстом». Приведем пример работы над конкретным рассказом.

М. Пришвин. «Ребята и утята»

      1. Вступительное слово учителя о М. М. Пришвине как о человеке, который любил, знал природу и призывал всех защищать ее. В одном из своих писем к детям писатель говорил: «Охранять природу — значит охранять Родину».      Прежде чем стать писателем, М. М. Пришвин в молодые годы обошел пешком с охотничьим ружьем весь север нашей страны и написал об этом путешествии книгу. Был тогда север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. Так и назвал Пришвин свою первую книгу — «В краю непуганых птиц».      М. М. Пришвин не только детский писатель. Свои книги он писал для всех, писал о том, что видел и сам пережил.      2. Чтение рассказа учителем.      3. Эмоционально-оценочная беседа по вопросам: понравился ли рассказ? Почему? Когда вам было особенно жалко уточку и утят?      4. Чтение рассказа по частям. Разбор содержания каждой части по вопросам.      Первая часть. О ком рассказывается в этой части? (О дикой уточке, которую охотники зовут чирок-свистунок.) Что она решила сделать? (Она решила перевести своих утят из леса к озеру.) Откуда уточка повела своих детенышей? (Из леса.) Куда она их вела? (К озеру, на свободу.) Почему уточка повела утят в обход деревни? (Она боялась, что обидят ее птенцов.) Близко или далеко находилось озеро от того места, где было гнездо утят? Почему уточка свила гнездо так далеко от озера? (Весной озеро сильно разливалось, поэтому прочное и удобное место для гнезда можно было найти только версты за три на кочке в болотистом лесу.) Подтвердите ответ словами из текста.      Словарь1 к первой части: слова, которые нужно объяснить: чирок-свистунок, в обход деревни, верста, на кочке, прочное место; слова, трудные для чтения: ре-ши́-лась, раз-ли-вá-лось, пу-те-шéст-во-вать.      Вторая часть. Как передвигалась утиная семья по дороге к озеру? (На открытых местах мать шла позади утят.) Почему во время перехода уточка шла позади? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.) Что произошло у кузницы? Что натворили ребята? (Утят увидели ребята и зашвыряли их шапками.) Почему дети так поступили? (Не думая, им было интересно.) Как чувствовала себя утка? (Очень волновалась.) Кого ребята собрались поймать, так же как и утят? (Утку.) Кто спас утку с утятами? (Автор рассказа.)      Словарь ко второй части: вы-пус-кáть (утят из виду); ни на мину́ту; ку́з-ни-ца; заш-вы-ря́-ли.      Третья часть. Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.) Из чего это видно? (Он разговаривал с ними очень сердито.) Какие вопросы автор задавал детям? (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?) Подтвердите это словами из текста. Как вели себя ребята? (Они струсили.) Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.) Что приказал ребятам автор? (Идите и отдайте ей всех утят.)      Словарь к третьей части: хóлмик, паровóе поле (не засевáется, отдыхáет — находится под паром); дей-стви́-тель-но; с рас-кры́-тым ртом.      Четвертая часть. Как ребята исправили свою ошибку? (Отдали утят утке.) Как приняла уточка птенцов? (Бросилась их спасать.) Куда побежала уточка с утятами? (К овсяному полю.) Для чего? (Для того, чтобы скрыться от врагов; путь к озеру лежал через овсяное поле.)      Словарь к четвертой части: об-рá-до-ва-лись; брó-си-лась спасать.      Пятая часть. Чему обрадовался автор? (Ребята отпустили утят и оставили в покое утку.) Почему дети смеялись над автором рассказа? (Он снял шляпу и помахал утятам.) Как он объяснил свой поступок? (Утятам трудно попасть в озеро.) Что он велел сделать ребятам? (Снять шапки и кричать «До свидания!».) Прочитайте последний абзац рассказа. Почему и автору, и ребятам стало радостно? (Делать счастливыми других всегда приятно.)      Словарь к пятой части: за-сме-я́-лись; глу-пы-ши́; за-пы-лён-ные.      5. Другие задания и вопросы к повторному чтению текста.      1) Выборочное чтение: прочитайте ту часть текста, где уточка изображается как заботливая мать. Найдите место в рассказе, где говорится о том, как уточка пыталась спасти утят. Найдите и прочитайте предложение, в котором выражается беспокойство уточки.      2) К каким предложениям в тексте относится рисунок? (По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.)      3) Словесное рисование: какие еще иллюстрации вы можете сделать к этому рассказу?      4) Составьте два коротких рассказа: первый — «Как вели себя ребята при встрече с утятами», второй — «Как ребята исправили ошибку».      В коротких рассказах используйте следующие планы:

План к первому рассказу

      1) Где повстречали ребята утиную семью?      2) Что они стали делать с утятами?      3) Кого они еще захотели поймать?      4) Как вели себя ребята?      5) Какое при этом у них было настроение?

План ко второму рассказу

      1) Кто увидел, как гонялись ребята за утятами и уткой, и остановил их?      2) Как изменилось настроение у ребят?      3) Что ребята сделали, чтобы исправить свою ошибку?      4) Стыдно ли было детям за свой поступок?      Работу можно продолжить, отвечая на вопросы и выполняя задания к этому рассказу.      1) Почему рассказ называется «Ребята и утята»? О чем этот рассказ?      2) Давайте попытаемся вместе соотнести поступок автора с его словами: «Охранять природу — значит охранять Родину».      3) Представьте себе автора рассказа. Какие черты характера писателя вы можете назвать? (Умный, добрый.) Подтвердите это.      4) Чему учит этот рассказ?      6. Заключительная (обобщающая) беседа.      На изучение данного произведения отводится три урока.      1-й урок. Вступительное слово учителя; чтение учителем сказки целиком. Оценочная беседа по тексту сказки, которую слушали учащиеся. Работа над первой и второй частями текста сказки.      2-й урок. Работа над третьей частью текста.      3-й урок. Работа над четвертой частью текста. Обобщающая беседа. Словесное рисование и составление небольших рассказов (по выбору учителя).      Наиболее сложными для изучения текста являются рассказы-описания (отрывок из сказки К. Паустовского «Стальное колечко», А. Баркова «Голубой апрель»), поэтому рассмотрим последовательность работы над одним из этих произведений.

К. Паустовский. «Стальное колечко»

      Текст является достаточно сложным для чтения, восприятия и понимания его умственно отсталыми учащимися, несмотря на то что он связан с хорошо известной для них сезонной темой «Весна, ее признаки». Сложности обусловлены следующими причинами:

незнание детьми содержания произведения (текста сказки);

соединение в описании весенней природы реальных признаков (крик галок, таяние снега, капель) с их поэтически обобщенным образом (образ весны);

композиционные особенности текста;

большое количество слов, сложных по слоговой структуре и трудных для чтения.

      В связи с этим, прежде чем приступить к работе над текстом, необходимо:      1) провести большую подготовительную работу: экскурсию в парк или на школьный двор с последующим обобщением результатов наблюдений. Время экскурсии должно совпасть с тем состоянием природы, описание которого дается в тексте (очень ранняя весна). Следует обратить внимание учащихся на деревья, снег, капель, поведение птиц, яркость солнца, звуки, краски ранней весны;      2) познакомить учащихся с полным содержанием сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Тогда будет понятно не только название отрывка, но и почему Варюша особенно ждала весны;      3) подготовить текст учебника для работы, карточки с упражнениями для чтения трудных слов, также слов, словосочетаний, на которые учащимся следует обратить особое внимание, так как их понимание дает возможность уточнить содержание текста (далее дается текст с условными обозначениями); карточки с упражнениями для чтения трудных слов (их четыре).

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

проснуласьзажмуриласьперегоняядруг друга

выглянуларастрепалблестели (ветки)шуршал,сползая с крыш, мокрый снег

посмотретьначинал булькать, переливаться ручей

вступилаоблетевшая хвояналомалазажелтелипрошлогодние (листья)палые (листья)проступили проталины

Работа над текстом

      Урок 1.      Вступительное слово учителя: «Сегодня мы будем читать сказку К. Г. Паустовского „Стальное колечко“. Сказка написана в годы войны, в ней рассказывается о девочке Варе, которая жила в маленькой деревушке, вдали от железной дороги, у самого леса».      Чтение сказки учителем и ответы на вопросы: «Где жила девочка и ее дедушка? Что заставило девочку пойти в соседнее село? Почему она угостила бойцов махоркой? Где Варя потеряла колечко и почему не могла его найти? Чему больше всего она огорчилась, когда потеряла колечко?»      Работа продолжается на последующих уроках. На работу над отрывком отводится не менее двух уроков.

      Урок 2.      Вступительное слово учителя: «С каким произведением мы познакомились? Кто его написал? С сегодняшнего дня мы будем работать над отрывком из этого произведения».      Чтение учителем текста учебника с предварительным заданием: «Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь в этом отрывке».      Ответ на вопрос учителя: «Как вы догадались, что это весна?» «Сравните содержание текста с вашими наблюдениями на экскурсии».      Слово учителя: «Сегодня мы будем работать над первой и второй частями этого отрывка».      Подготовка детей к самостоятельному чтению (уяснение ими условных обозначений, важных для организации чтения: границы логических частей, послоговая разрядка трудных слов).      Чтение первой и второй частей текста учителем. Задание: «Послушайте и скажите, все ли слова вам понятны».      Подготовка детей к чтению первой части: словарная работа (объясните слово оконце, чтение трудных слов по слогам), тихое, «жужжащее» чтение учащимися первой части.      Чтение текста по микрочастям и ответы на вопросы.      Первая часть. Как зовут девочку? Какие звуки Варюша услышала за окном? (Крик галок, звук капели.) Как вы понимаете выражение горячий свет бил в оконце? (В оконце светило яркое, теплое солнце.)      Обобщенный вывод учителя: «Однажды Варя проснулась и почувствовала, что наступила весна. Девочка услышала крик птиц, звуки капели».      Вторая часть. Вторая часть делится на три микрочасти. Чтение второй части проводится поочередно учениками и учителем (сопряженное чтение). Ученики принимают участие в анализе текста микрочастей с последующим их чтением. Первые три предложения читают сами, остальной текст — учитель (по микрочастям).      Первая микрочасть. Где оказалась Варюша? (На улице.) Что она почувствовала, выглянув на улицу? (Теплый ветер дунул ей в глаза.) Что подумала и сказала Варя вслух? Вспомните, почему Варюша особенно была рада весне.      Вторую и третью микрочасти читает учитель. Учащиеся следят за чтением и отвечают на вопросы. Чтение детьми этих микрочастей предваряет подробная работа над пониманием содержания.      Вторая микрочасть. О каких признаках весны идет речь? Чтобы уточнить, о каких признаках весны идет речь, мы должны выбрать в тексте слова и выражения, которые их подтверждают. Прочитайте этот маленький отрывок, найдите выделенные выражения, а я запишу их на доске.      Блестели черные ветки. Шуршал мокрый снег. Шумел сырой лес.      Учитель продолжает: «Постараемся объяснить каждое предложение. Читаем первое предложение: Блестели черные ветки. Кто догадался, почему блестели черные ветки? (Они были мокрые от снега, поэтому блестели, освещенные солнцем, и черные оттого, что еще не распустились листочки.)      Как вы понимаете второе предложение: Шуршал мокрый снег? А если я вам скажу так: мокрый снег шуршал потому, что сползал с крыши? Он шуршал потому, что подтаял и сползал с крыши, издавая особый шум.      Третье предложение: Шумел сырой лес. Помните, Варюша почувствовала теплый ветер, когда вышла на улицу? Этот ветер и заставлял шуметь лес. Он был мокрый потому, что светило солнце, таял снег и везде было сыро».      Учитель повторно медленно читает эту микрочасть, а ученики внимательно слушают его. Затем эту микрочасть читает ученик с хорошей техникой чтения.      Третья микрочасть. Как автор называет весну и почему? (Молодая хозяйка.) Зима ушла и уступила место весне. Весна хозяйничает везде — на улице, в лесу, в овраге. Найдите в этом отрывке выделенное предложение. (Начал булькать и переливаться ручей.) Как вы его понимаете? (От тепла, которое весна приносит с собой, тает снег, текут ручьи; они издают особые звуки — булькают, переливаются, звенят.) После разъяснения смысла этой микрочасти учитель повторно читает ее. Затем эту микрочасть читает хорошо читающий ученик.      Вернемся к началу этого отрывка и будем читать его еще раз. Повторное прочтение первой и второй частей учащимися.      Подготовка к чтению текста.      Дополнительные вопросы и задания: как автор относится к девочке? Докажите это. Что увидела Варюша, когда однажды весенним утром вышла на улицу? Какие звуки она услышала? Докажите, что на улице было тепло. Как можно догадаться, что весна только начинается?      Работа с карточками 1, 2, 3. Задание: «Прочитайте слова на карточках и определите, к какой части текста они относятся». Порядок работы: дети по очереди читают слова и вместе с учителем соотносят слова карточки с текстом.      Можно предложить ученикам сделать рисунки на тему весны по их представлениям или зарисовку пейзажа весенней природы.

      Урок 3.      Чтение и разбор третьей части2.      Чтение учителем текста с предварительным заданием: 1) «Прослушайте и скажите, как тает снег»; 2) «Как вы понимаете слова палые листья?»3) «Какие цветы появляются первыми?» (Мать-и-мачеха.)      Подготовка к чтению текста учащимися.      Чтение и разбор слов на карточке 4.      «Жужжащее» чтение.      Чтение отрывка про себя и ответ на вопрос: «Как тает снег в лесу?» При ответе на вопрос учащиеся используют следующий план:      сначала снег (темнеет);      затем выступает (хвоя);      потом появляются (сухие сучья);      затем проступают (желтые листья и проталины).      Какой рисунок можно сделать к этой части рассказа? (Снег растаял, и появились первые цветы.)      Подумайте и скажите, как можно озаглавить отрывок из этой сказки. («Ранняя весна», «Идет весна» и т. д.)      Расскажите, о каких приметах весны вы прочитали у К. Паустовского.      Просмотр рисунков учащихся.

Чтение сказок

      Сказка является одним из жанров художественного произведения. В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с особенностями сказки как жанра. Обращается внимание на такую особенность сказки, как наличие вымысла.      В 3 классе ученики изучают около шестнадцати сказок. Это бытовые сказки и сказки о животных. Чуть больше половины из них составляют авторские сказки (например, «Проказы старухи зимы» К. Ушинского, «В гостях у дедушки Мороза» В. Одоевского, «Путаница» К. Чуковского, «Хрюк на елке» Б. Заходера и др.), а также народные сказки (например, «Колосок», «Лиса и журавль», «Как мужик волка спас», «Про бурого мишку и мышку-вертушку»).      Народные сказки с их занимательным сюжетом, ясной последовательностью действий, легко запоминающимися повторами, с непременной победой добра над злом — любимый жанр детей.      Сказка сложилась как вид устного народного творчества. На протяжении веков она пересказывалась. Это наложило определенный отпечаток на ее язык. Образный зачин и концовка, типично сказочные обороты речи, непосредственное обращение к слушателям — это особенности сказки, требующие, чтобы ее читали по-особому — рассказывая.      Этапы работы над сказкой существенно не отличаются от этапов работы над реалистическим произведением и включают те же этапы:      1. Чтение сказки.      2. Анализ содержания сказки с использованием различных видов работ по чтению (выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, словесное рисование, чтение по ролям).      И только на последнем этапе работы учитель обращает внимание на жанровые особенности сказки: наличие вымысла, особый, образный язык, обороты речи, а также на ее поучительный смысл.      В связи с тем что изучаются не только русские народные сказки, но и сказки других народов, следует обращать внимание учащихся на национальные особенности и традиции: бытовые, языковые, культурные.      Определенную сложность представляет работа над авторскими сказками. Несмотря на некоторую общность с народными сказками — наличие волшебства, поучительная направленность, они, как правило, не сохраняют сюжетных, композиционных, языковых традиций народных сказок.      Рассмотрим более подробно формы работы по содержанию некоторых сказок.      В 3 классе учащиеся будут читать сказку Н. Грибачева «Рыжие листья». Сказка длинная, ей можно посвятить четыре-пять уроков. Ее своеобразие состоит в том, что в художественной форме читателям сообщаются многие познавательные сведения. Например, как звери готовятся к зиме, как они проводят зиму, как меняется цвет шерсти зайца в разные времена года, какие опасности его подстерегают, как лисе помогает охотиться окраска ее шерсти (под цвет желтых осенних листьев) и др. Эту сказку следует читать в сентябре или в начале октября, т. е. в период золотой осени.      Во вступительной беседе учащиеся вспоминают, какие сказки про лису они знают, какой всегда изображается в них лиса, какого цвета ее мех, сравнивают окраску меха лисы с цветом осенних листьев. Далее выясняется, какими в сказках изображаются медведь, белка и заяц, как проводят они зиму. Можно рассмотреть картинки с изображением этих животных.      После этого учитель читает сказку неторопливо, с паузами после каждой части. Затем он задает учащимся вопросы: «За кого вы очень волновались, когда слушали сказку? Каким был заяц Коська? С кем встречался заяц Коська? Удалось ли лисе съесть его?»      После ответов на вопросы учитель говорит: «А теперь будем читать сказку по частям и разбирать каждую часть».      Сказка разделена на пять частей. После каждой части даются подробные вопросы. В зависимости от состава класса можно взять для чтения и разбора на одном уроке сразу две части. Очень важно при разборе сказки не забывать о таких заданиях, как озаглавить прочитанную часть, читать ее в лицах, так как эта сказка содержит богатый материал для коллективной работы над планом и для упражнений в выразительном чтении.      Каждая часть сказки должна быть прочитана на уроке не один раз. После упражнений в выразительном чтении учащиеся пересказывают содержание прочитанных частей. При этом учащиеся узнают об образе жизни животных.      В заключение учащиеся отвечают на вопросы по содержанию всей сказки, пересказывают особенно полюбившиеся части. Выясняют, что нового они узнали о жизни и поведении животных осенью и зимой. И в самом конце работы на этом этапе речь уже может идти о том, что в данной сказке правда (образ жизни зверей), а что вымысел (у ежа есть кухня, сени, животные разговаривают между собой).

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

      Во вступительной беседе учитель спрашивает учащихся, какие они знают сказки о животных, какой зверь в этих сказках самый хитрый (лиса), что они знают о журавле. Если знаний у детей о журавле недостаточно или они неверные, учитель может показать картинку с изображением журавля и коротко рассказать об этой птице, обратив внимание учащихся на характерные особенности внешнего вида, на то, как и чем питается журавль.      Далее учитель сообщает о том, что сегодня учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Эту сказку сочинили люди: один человек придумал, другой добавил, третий продолжил, и получилась сказка.      Учитель читает, а еще лучше рассказывает сказку и проводит краткую беседу по вопросам: «Кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.) Кто к кому ходил в гости?»      Сказка условно делится на четыре части: 1) лиса с журавлем подружились; 2) журавль в гостях у лисы; 3) лиса в гостях у журавля; 4) дружба лисы с журавлем распалась.      Чтение сказки по частям. Учащиеся читают сами. Чтение каждой части сопровождается разбором по вопросам учителя, направленным на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы на заданные вопросы, которые должны помочь учащимся понять характер сказочных героев.      Первая часть. Почему лиса решила пригласить журавля в гости?      Вторая часть. Чем потчевала (угощала) лиса журавля? Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом? Как оправдывалась перед журавлем? На вопрос «Почему журавль пригласил лису в гости?» ответ может быть разный (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы), но его должен подсказать учитель.      Третья часть. Что приготовил журавль? В какой сосуд налил еду? Как вел себя журавль? Смогла ли лиса поесть окрошки? Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?      Четвертая часть. Почему лиса была раздосадована угощением журавля? Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)      Выборочное чтение. С какими словами и как обращалась лиса к журавлю? Прочитайте. Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку? Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации. Прочитайте окончание сказки и найдите самые главные слова. Как вы их понимаете?      Другие задания учащимся.      1) Какие еще рисунки можно сделать к этой сказке?      2) Объясните выражения званый пир, не обессудь, больше потчевать нечем, пошла домой несолоно хлебавши.      3) Чтение по ролям.      Подготовительная работа к выполнению этого задания.      1) Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, журавля).      2) Определите по тексту, как лиса обращается к журавлю, как журавль обращается к лисе.      3) Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов.      Подумайте и ответьте: «Одинаковым ли тоном надо читать слова за лису, за журавля? Почему вы так думаете? Как нужно читать — быстро или медленно — слова автора, лисы, журавля?»      Работа над пониманием жанровых особенностей сказки.      1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку — пищу человека.)      2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках (однажды, званый пир, потчевать, несолоно хлебавши).      3) Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?      4) Чему учит сказка? (Коллективный ответ под руководством учителя.)      Работа над характеристикой персонажей. Лиса — хитрая, журавль — сообразительный, не позволяет себя обижать. Докажите это словами из сказки.      Работа над планом. Чтение текста по частям и коллективное озаглавливание каждой части: лиса с журавлем подружились, журавль в гостях у лисы, лиса в гостях у журавля, дружба лисы с журавлем распалась.      Опорные слова и выражения: подружились, вздумала угостить, пошла звать (первая часть); званый пир, наварила, размазала, потчует (угощает) (вторая часть); окрошка, кувшин с узким горлышком, угощает, вертится, лизнет, понюхает, не достанет, клюет да клюет (третья часть); взяла досада, несолоно хлебавши, дружба распалась (четвертая часть).      Пересказ сказки по плану с использованием опорных слов и сочетаний.      На работу со сказкой следует отвести не менее двух уроков.      Вопросы к сказке могут быть дополнены материалами из методического аппарата учебника по чтению для 3 класса (с. 110—112).      В последнее время учителя специальных (коррекционных) школ VIII вида стали использовать в работе над текстом (опираясь на различные исследования, в том числе М. И. Омороковой) прием структурирования: ученик должен определить структуру текста и составить его модель, затем соотнести текст с моделью, наглядно выделяя связь содержания с текстом.

Порядок работы

      1. Ученики читают сказку и изображают ее текст графически.

      2. Подбирают к модели сказки текст, обосновывают свой ответ:      1) записывают вступление, зачин;      2) записывают концовку;      3) объясняют и записывают ответ на вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?»      С нашей точки зрения, прием, который используют некоторые учителя-новаторы специальных (коррекционных) школ VIII вида, не прошел достаточно объективной и широкой апробации, поэтому нецелесообразно рекомендовать его для работы.

Чтение стихотворений

      В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения: о школе и школьниках («Кто прав» А. Григорьева, «Важный день» С. Михалкова, «Учись читать», «Мальчики и девочки» Р. Сефа); о природе («Ласточки пропали…» А. Фета, «Осень наступила» А. Плещеева, «Зима недаром злится…» Ф. Тютчева, «Зима» И. Сурикова, «Колокольчики мои» А. Толстого); о труде и трудолюбии («Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари); о войне («Спать легли однажды дети» С. Михалкова).      Главная задача в работе над стихотворением — донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале учитель должен определить, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы — настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт.      Первый раз стихотворение выразительно читает учитель. Стихотворение не следует разбирать очень подробно, останавливаясь на каждом слове: это может быть скучно для детей. Лучше еще раз прочитать его. Разбирать стихотворения необходимо постепенно: при первом чтении ставить одни вопросы, при втором — другие. Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами, так как при этом исчезают и настроение, и поэтический образ.      Основное место в работе со стихотворением должно занимать выразительное чтение, которое помогает лучше понять его содержание и основную мысль.      Не все стихотворения нужно непременно заучивать. Большие по объему стихотворения даны в учебнике только для выразительного чтения.      Ниже приводятся несколько образцов работы над стихотворными текстами, изучаемыми в 3 классе.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»3

      Главное в работе над этим стихотворением — вызвать у детей яркие представления двух противоположных образов: зимы — злой, коварной старухи и весны — красивого, веселого и жизнерадостного ребенка. При чтении стихотворения важно передать радостное оживление природы, которое всегда бывает ранней весной.      1. Работу над стихотворением нужно начать с беседы, подытоживающей наблюдения за весенними изменениями в природе. Можно также рассмотреть репродукции картин о ранней весне (например, «Март» И. Левитана, «Весна» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.).      2. Затем учитель читает стихотворение и проводит краткую беседу по примерным вопросам: «Понравилось вам это стихотворение? Что вам в нем понравилось? На кого похожа зима? А на кого похожа весна? Дружат ли зима и весна?»      Получив представление о впечатлении, которое произвело на детей стихотворение, учитель дает задание нескольким ученикам прочитать его вслух.      3. Далее следуют упражнения в выборочном чтении по вопросам и заданиям учителя: «Как зима боролась с весной? Прочитайте. Кто был рад весне? Прочитайте. А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы было видно, что все обрадовались приходу весны, повеселели.      Какое чувство передается в этом стихотворении? (Радостное.) Почему это чувство радостное? (Потому что победила весна.) Как автор называет весну? Как автор называет зиму?»      4. Проанализировав таким образом эмоциональную сторону стихотворения, учитель говорит: «Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение. Я тоже очень люблю весну, рада ее приходу, ее победе над зимой, поэтому я буду читать стихотворение радостно».      5. Далее стихотворение читают учащиеся по частям. В первом четверостишии обращается внимание на то, что голосом нужно выделить слово недаром. После прочтения каждой части происходит ее разбор: «Как сказал Тютчев о приходе весны? Прочитайте эти строчки.

Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.

      Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о шумном, веселом приходе весны.

И все засуетилось,Все гонит зиму вон,И жаворонки в небеУж подняли трезвон.

      Какие строчки говорят о том, что весна не боится зимы? Почему про весну сказано: „Хохочет и пуще лишь шумит“? Как это шумит весна? (Ручейки журчат, птицы поют.) В этих строчках мы должны выделить голосом слово пуще. Как вы понимаете выражение пуще шумит?»(Шумит еще сильней, еще больше.)      6. Готовясь к выразительному чтению, учащиеся читают стихотворение про себя.      «Теперь читаем все стихотворение выразительно, радостно», — говорит учитель. Два-три ученика по очереди читают стихотворение.      7. Оценивается чтение учащихся. На дом дается задание выучить стихотворение наизусть.

Р. Сеф. «Учись читать…»

      1. Подготовка к восприятию стихотворения. Чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался».      Учитель говорит: «Я прочитаю вам рассказ В. Голявкина „Спрятался“, а вы скажите мне, почему это короткое произведение так называется. Чтобы не оказаться в таком неловком положении, как мальчик Витя, нужно научиться хорошо читать. Чтение — это целая наука: надо выучить буквы, научиться складывать их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты рассказов, стихотворений, математических задач. Нужно уметь не только грамотно, без ошибок читать, но и понимать все, о чем вы читаете».      2. Чтение стихотворения учителем. После эмоциональной паузы он спрашивает: «Чему призывает поэт учиться каждого из вас?» (Учиться читать.)      3. Чтение стихотворения по частям с разбором содержания каждой части. Вопросы к частям.      Первая часть. Почему автор говорит, что учиться читать — важная наука? (Чтение — целая наука, важная наука; без него нельзя овладеть другими науками, которыми вам предстоит заниматься и сейчас, и в старших классах.)      Вторая часть. Почему человек, который умеет читать, не знает скуки, не умеет скучать? (Если человеку скучно, он откроет веселую, интересную книгу или журнал и забудет о грустном и печальном.)      Третья часть. Почему автор предупреждает вас о том, что учиться читать надо всю жизнь? (Если вы не будете читать, то можете забыть, как это делается.)      Четвертая часть. Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (Учись читать, учись пока не поздно! — чем позже начинаешь читать, тем труднее овладеть чтением.)      4. Чтение текста учащимися по цепочке с соблюдением логических частей стихотворения.      5. Выборочное чтение. Задания:      1) Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что автор к каждому из вас относится ласково, с любовью.      2) Найдите строчки стихотворения, в которых автор дает совет, как нужно читать.      6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Медленное, выразительное чтение стихотворения учителем.      7. Чтение стихотворения двумя-тремя учениками по их желанию. Следить, чтобы школьники читали по памяти, в случае затруднений опирались на текст учебника.      8. Обобщающая беседа.      9. Поэт не дал заглавия этому стихотворению. А как вы бы озаглавили его? («Учись читать», «Ученику», «Читателю».)

Работа над произведениями малых жанров

      К произведениям малых жанров, которые изучаются в коррекционной школе VIII вида, относятся пословицы, поговорки, загадки; они могут быть как произведениями устного народного творчества, так и авторскими.      Это образные выражения, «сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-этических и педагогических взглядов и оценок, созданных народом» (В. Г. Горецкий).      Кратко охарактеризуем произведения малых жанров.      Пословица  художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно короткой форме. Как правило, оно состоит из двух частей. В первой части заключено условие, причина, во второй содержится вывод, следствие (Как аукнется, так и откликнется; Снега много — хлеба много). Кроме того, конкретный факт, лежащий в основе пословицы, возводится на уровень широкого обобщения, типичности и позволяет приложить его ко множеству фактов и явлений.      Поговорка, в отличие от пословицы, — это лишь элемент рассуждения, часть мысли, меткое образное определение (оценка), распространенный устойчивый оборот речи, который тесно связан с контекстом (При солнышке тепло, при матушке добро; Нет лучше дружка, чем родная матушка).      Загадка  иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, замысловатое описание которого необходимо разгадать (Рыжий Егорка упал на озерка, сам не утонул и воды не всколыхнул (рыжий осенний листик); Скатерть бела все поле одела (зима)).      Загадки, пословицы и поговорки, несмотря на их малый объем, представляют трудности для понимания учащимися с нарушением интеллекта. Это связано прежде всего с малым жизненным опытом школьников, с их ограниченным словарем, непониманием образных выражений, иносказаний, переносного смысла, которые содержат эти произведения.      Именно поэтому в учебнике для 3 класса произведений малых жанров не так много. Они в основном включены или сгруппированы с тематически близкими им произведениями, например «Рыжие листья» (загадка про рыжего Егорку); пословицы, поговорки, загадки о зиме включены в изучение произведений на эту же тему.      Несмотря на все вышесказанное, над произведениями малых жанров необходимо работать. Существует определенная последовательность работы над загадками, пословицами, поговорками.

Работа над загадками

      1. Чтение загадки.      2. Соотнесение завуалированного образа с конкретным предметом.      3. Демонстрация (по возможности) предмета и конкретизация существенных частей (деталей), отраженных в загадке.      Рассмотрим это на примере загадки «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». Учитель показывает ножницы, читает части загадки: «два конца» — показывает их у ножниц; «два кольца» — демонстрирует прорези для пальцев; «посередине гвоздик» — показывает гвоздик, который соединяет две части ножниц.      Наиболее сложными являются авторские загадки, так как они всегда содержат поэтический образ. Например, рыжий лист — рыжий Егорка (мальчик). При работе над этой загадкой учитель должен возвратиться к сказке «Рыжие листья», обратить внимание на заглавие сказки и спросить у учеников, о чем идет речь в этой загадке (если рыжие листья, значит, пойдет речь о рыжих листочках), с кем сравнивает автор листочек (с мальчиком Егоркой). Учитель поясняет: «Наверное, этот мальчик такой же рыженький, как листик. Почему это маленький листик?» (На этот вопрос дает ответ вторая часть загадки: он (листок) такой легонький, что даже не всколыхнул воды в маленькой лужице.)      Кроме этого, необходимо и правильное чтение самой загадки. Учителю следует обратить внимание учащихся на значение слова озерко (есть большое озеро, есть маленькое озерко) и прочитать слова вско-лых-нýл, о-зер-кó в послоговой разрядке.

Работа над пословицами и поговорками



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: